Какие молитвы читать в рождественский пост. В первый день поста верующие читают самые сильные молитвы В рождественский пост что больше надо читать

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

3 молитвы в Рождественский пост

5 (100%) 7 голос.

Молитвы перед едой «Отче наш»

«Отче наш, сущий на небесах! Да светится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и избави нас от долгов наших, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо сила и воля Твоя во веки веков. Аминь.»

Молитвы после еды

«Благодарим Тебя, Христе Боже, за то, что напитал нас земными твоими благами; не избавляй же нас и от Царства Божия, но как среди учеников явился Ты, Спаситель, прииди к нам и спаси нас.»

Вечерняя молитва

«Вечный и милостивый Боже, прости мне грехи, сотворенные мною делом, речью или мыслью. Дай, Господи, смиренной душе моей очищение от всякой скверны. Ниспошли мне, Господи, в ночи спокойный сон, дабы утром я вновь послужил пресвятому Твоему Имени. Избавь меня, Господи, от суеты и лихих помыслов. Яко есть сила и Царствие Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Во время рождественского поста тем, кто исполняет и ежедневные утренние и вечерние правила, и регулярно читает Евангелие, стоит читать

– установление церковное, для православных необходимое, для души полезное, для тела оздоровительное, для чувств и ума усмирительное. Все рассуждения о «второстепенности» иных постов, кроме Великого, есть по сути лень духовная и неприкрытая забота лишь о своей телесной сущности, с забвением главного – духовной жизни.

Хотя, чего грех таить, не только во времена нынешние начали посты, кроме основного предпасхального, игнорировать. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». В характеристике патриархальной семьи Лариных есть строка, содержание которой ускользает от внимания читателей: «Два раза в год они говели…» Хотя говеть надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов. Так что, храня «в жизни мирной привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными постниками. Надеемся, что все же говели они в Великий и Рождественский посты.

Можно привести исторические и литургические ссылки, что наш зимний пост – установление древнее, Церковью принятое и богословами, начиная со святых отцов, подтвержденное, но эти примеры сомневающихся и отвергающих не убедят. Поэтому давайте порассуждаем «по-житейски».

К любому торжеству надо готовиться, а Рождество Христово – Праздник не только тех, кто храмы посещает, к Таинствам святым прибегает и лоб крестит, это событие – государственное. Любая подготовка есть ограничение собственных потребностей, чтобы день Рождества не был будничным. Надобно украсить, убрать, обновить, накопить, то есть собрать лучшее, дорогое, не будничное. Праздник требует жертв. Это, так сказать, светская необходимость поста.

Для верующих людей Рождество Христово имеет прежде всего – и это главное! – сакральный смысл.

Тело отдыхает от скоромного, чтобы душу легче было скребком покаяния очистить.

Тут взаимосвязь прямая, каждый из нас прекрасно знает, что после вкусной, насыщенной яствами трапезы молиться несподручно и трудно, на иное тянет. Усмирять плоть надобно, чтобы желание молитвослов раскрыть присутствовало. Посту телесному без поста духовного грош цена. Считается, что душевное бездействие – куда больший грех, нежели несоблюдение поста.

Посту телесному без поста духовного грош цена

Встречать же Рождество Христово лишь похудевшим, без паче снега убеленной (ср.: Пс. 50: 9) собственной души – пред Младенцем Христом стыдно.

Итак, постимся, молимся, каемся, причащаемся и занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг. Даже тех, кого терпеть не можем.

Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные, эксклюзивные и неповторимые.

В мою бытность настоятелем сельского прихода заметил я, что моя прихожанка со своим соседом, тоже верующим человеком, здороваться перестала и никакого общения с ним не поддерживает, хотя раньше такого не замечалось, они даже в храм на пару ходили.

Спросил я у нее:

– Что случилось?

– Да вот три ведра песка у меня занял и не отдает.

– Так вы простите его – пост на дворе. Прощать надобно.

Через неделю заметил, что противостояние продолжается. Решил вновь узнать, в чем дело.

– Простили соседа-то?

– Простила, батюшка.

– Так почему же не разговариваете?

– Так он песок мне не отдал.

Вот здесь сущность нашего неумения прощать и зарыта. Необходимо не галочку поставить в собственной душе, что простил или простила, а забыть все то, за что обижались.

Забыть все то, за что обижались, а не просто галочку поставить в душе: мол, простил

Старец Оптинский говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лед неприязни растопит и общий язык найти поможет.

Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в ее понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.

Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьей был найден оригинальный и убедительный. В комнате, где жили молодожены, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с ее покойным мужем. До того хранился этот запыленный портрет конца 1950-х годов на комоде. Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о ее «лености» и «непутевости» были забыты, и каждый вечер на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.

Быть терпимым к близким, доброжелательно относиться к окружающим, стараться замечать в них прежде всего положительные черты обязательно приведет к доброму результату. Время поста к этому располагает.

Величие, чистоту и святость в Рождественском вертепе увидеть в полноте лишь ясными глазами возможно, а они такими бывают, когда в них нет злобы.

Обратите внимание на глаза детей, когда они рассматривают сделанные к Рождеству изображения вертепа. Детвора нынче картинками, игрушками и играми не обижена. Цветным, красивым и броским их не удивишь, но перед яслями Младенца Христа со стоящими рядом Девой Марией, Иосифом и коровой с ягненком они замирают.

Вот здесь во всей полноте и понимаются слова Спасителя: «приведите детей ко Мне» и «будьте как дети». Впадать в детство никого не призываю, но убрать шоры греха с собственных глаз и сердца во время данного поста вполне возможно.

Говорят, что молодым человеком можно считать себя до тех пор, пока ты можешь сказать себе: «Завтра начинаю жить по-другому!» Не могу сказать, что полностью согласен с этим утверждением, но то, что время поста всегда располагает к избавлению от дурных привычек и прихотей, несомненно.

Бросить курить, прекратить употреблять спиртные напитки, выключить в конце концов телевизор с его пустыми и бесконечными развлекательными программами… Пост этому способствует, потому что он связан со стремлением к чистоте души, мыслей и поступков.

Ясность мысли и трезвость ума для многих необходимая повседневная обязательность, без которой не только личные, но и рабочие проблемы не решишь.

Нередко лихорадочно трем мы виски при выполнении очередного творческого задания, перебираем варианты в поисках правильного слова, ищем всесторонне обоснованный путь выхода из проблемы, советуемся, листаем справочники и надоедаем интернетовскому поисковику – и злимся сами на себя, что точное слово не подбирается и должный вывод убедительно не звучит. С унынием и раздражением стучим себя по лбу и не понимаем, почему раньше все получалось и складывалось на радость себе и окружающим, а сегодня сплошной апофеоз глупых мыслей и бесперспективных выводов.

Ответ лишь один: «светлых мыслей трезвый ум» имеет место постоянно быть только там, где нет суеты, где отсутствует повседневность окружающего мира, где между словом и делом не стоят препятствия вольного и невольного греха. Так что если светлость мысли куда-то запропастилась, а ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, то лекарство рядом находится. Это пост.

Если ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, – лекарство рядом: пост

Мы уже далеки от того времени, когда, как писал Н. Некрасов,

Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.

Но то, что наше стремление достойно встретить Рождество Христово благодатно скажется и на духовном, и на телесном здравии нашем, – несомненно.

Доброго вам Рождественского поста!

Тренировка силы духа от монахини Елисаветы (Сеньчуковой).

Рождественский пост, перегруженный и серыми буднями, и годовыми отчетами, и предпраздничной суетой, и целой неделей изматывающих выходных, тем не менее остается постом - то есть временем духовного если не роста, то воспитания. Звучит, конечно, пафосно, потому что весь наш «рост» уйдет в ширину из-за обилия углеводов, а воспитываться будут наши домашние, которым придется потерпеть без котлет.

Так вот, чтобы этого не было, хорошо бы посвятить некоторую часть дня молитве. Что звучит еще более пафосно, потому что житель мегаполиса зачастую к концу дня совершает один великий поклон во всю кровать, произносит, засыпая, «Господи, помилуй» и, даже не договорив, проваливается в глубокий сон. Часто - меньше, чем восьмичасовой, что только для особо продвинутых монахов способствует упомянутому духовному росту. Обычные люди от недосыпа становятся уставшими и раздражительными.

Ну что ж, попробуем еще один вариант. Попробуем заняться тренировкой если не духа, то хотя бы ума. В конце концов, просветленный ум - тоже инструмент спасения. Предлагаю прочитать несколько книг разных жанров, которые помогли бы сосредоточить на мире взгляд христианина.

«Молчание». Эндо Сюсаку

Несколько лет назад не слишком замеченным прошел киношедевр Мартина Скорсезе по этой книге. Сюжет: два католических монаха отправляются в охваченную гонениями на христиан Японию спасать своего духовного наставника, по слухам, отрекшегося от веры. Братья с негодованием отметают это предположение - не таков их учитель, подвижник веры. Но в Японии они встречаются с совершенно другой, непонятной, абсурдной для европейца реальностью…

Композиция книги довольно проста: в целом это роман в письмах одного из монахов. А вот идея - сложна до отчаяния. После просмотра фильма эта идея настолько врезалась в голову, что я никому не могу посоветовать его посмотреть. В книге она еще более выпуклая, но книгу можно читать с паузами, давая себя возможность выдохнуть.

Почему Бог молчит? Нет, не почему Он терпит страдания невинных людей, включая детей. Этот вопрос уже почти банален и разобран по полочкам:

Он Сам страдал вместе с нами, Он не терпит, а плачет с Голгофы, и нет никакой мировой гармонии в слезинке ребенка, просто каждая слезинка будет утерта с лица, а там уже и не до гармонии как-то.

Я о другом. Почему Бог молчит? Почему Он не слышит прямых и требующих немедленного ответа вопросов?

Эндо ставит своих героев перед страшным выбором: слушать молчание Бога или отступать от Него. Или, что хуже того, слушать Божий ответ и отступать от Него. Или вообще выбора нет: Бог молчит, а от Него можно только отступить. Или говорит, но от Него тоже можно только отступить.

В фильме (внимание, спойлер), как и в книге, только один миссионер не отступил. Который вообще не задавал Богу вопросов. То есть, возможно, задавал, но ответ его не очень интересовал. Он просто погиб. Даже не за Него.

Может, вслушиваться в Бога - не надо?

Ответов примерно миллион, а может, и восемь с половиной миллиардов. Лично у меня ответ такой: тишина, в которой не слышно Его ответа, - активна, и в какой-то момент ты осознаешь это со всей ясностью. Это не просто тишина - это именно молчание. И молчит в ней как раз Бог. А вот почему Он молчит - уже не так важно.

Важно, что в тишине и в молчании, какой бы ни была эта тишина - скорбной, страшной, радостной - Он есть. А как действовать - решать тебе лично. Бог потому и молчит, что Своих решений никому навязывать не собирается.

«Поэтика ранневизантийской литературы». Сергей Аверинцев

Аверинцев был очень хитрый человек. В конце затхлых семидесятых, когда пик репрессий миновал, а научный атеизм, казалось, безнадежно победил, и все церковное действительно стало восприниматься в лучшем случае как «что-то про культуру», в худшем - как пристанище для старушек и дурачков, заведующий сектором античной философии Литературного института Сергей Сергеевич Аверинцев выпускает монографию с заумным названием «Поэтика ранневизантийской литературы». Что еще за византийская, да еще и ранне-, литература?

Конечно, речь идет преимущественно о церковной гимнографии. Хитрый Аверинцев, что называется, «на отвали» отдает дань марксистскому подходу к истории с его общественными формациями, а сам как ни в чем не бывало рассказывает про специфику ранневизантийской литературы (христианской по сути) в сравнении с позднеантичной. Он, ничуть не смущаясь, явно запутывает советских рецензентов, называя монахиню Кассию, позже прославленную в лике преподобных, просто «поэтессой Кассией», преподобного Исаака Сирина - куда менее употребляемым именем «Исаак Ниневийский», он рассказывает о творчестве преподобного (не упоминая этого опасного слова) Романа Сладкопевца, аккуратно указывая на то, что «потомки» его превратили в легенду («а мы-то интересуемся поэтикой, мы-то агиографическое вспоминаем так, для красного словца»).

Впрочем, хитрость хитростью, а в вере Аверинцев стоял твердо. На страницах «Поэтики…» он бесстрашно зовет себя православным христианином. Нет, ну а что такого? Советский Союз - самый справедливый и правовой, нигде не сказано, что человек не имеет права быть верующим. Да, странный, зато вот какую умную книжку написал.

Прочтите этот труд. Он учит красоте - той самой красоте, которую мы часто не видим в богослужениях. Нам кажется, что Великий канон Андрея Критского - громоздкий и тяжелый, а Аверинцев показывает его чуть ли не как философа-платоника, который умеет превратить фигуру из истории или мифа в символ. Мы спорим об авторе «Ареопагитик» - настоящий ли это Дионисий Ареопагит, новозаветный, или Псевдо-Дионисий, - а Аверинцев рассказывает о внутренней эстетике произведений корпуса.

«Маленькая принцесса» («Приключения Сары Кру»). Фрэнсис Бёрнетт

Впадите в детство. Если вы читали эту книжку - освежите ее в памяти, если нет - я вам завидую.

Это книжка про Золушку XIX века. Добрая богатая девочка становится бедной после внезапной смерти отца, претерпевает многие тяготы, но остается доброй и отзывчивой, а потом ее догоняет наследство, и она снова становится богатой. А внутри так и не меняется, только теперь у нее больше возможностей делать добрые вещи.

Сюжет, как видите, далек от оригинальности, можно даже снобистски поморщиться от елейности, но - не спешите. Это очень рождественская история. Есть такой жанр «святочный рассказ» - так вот, это он, только длинный. «Маленькая принцесса» специально написана немного сентиментальным языком, ее персонажи специально немного плоские: злые и гордые - злы и горды, добрые и благородные - добры и благородны, завистливые и вредные - завистливы и вредны, а бедные и благодарные - бедны и благодарны.

Местами слезливо и умилительно. Это такая особенность английской литературы, от Диккенса до «Гарри Поттера» - чтобы в носу щипало. Это напоминание о недостатке в мире хорошего и о том, что надо его преумножать. Если не волшебной палочкой и не капиталами, то хотя бы доброй фантазией и улыбкой.

«Болезнь к смерти». Сёрен Кьеркегор

Один из главных христианских философов датчанин Сёрен Кьеркегор написал много очень личных и глубоких книг. Самая известная - «Страх и трепет», в которой он, отталкиваясь от библейского сюжета о жертвоприношении Исаака, исследует, практически препарирует само чувство веры, ее внутреннее содержание.

«Болезнь к смерти» - трактат, посвященный греху отчаяния. Отчаяние, по мнению философа, страшнее смерти. Если о смертоносной болезни Лазаря Христос сказал, что это болезнь не к смерти, то с отчаянием все куда сложнее. Отчаяние, объясняет Кьеркегор, это целый комплекс крайнего уныния, гордости, утраты веры и надежды, а вместе с ними и любви. Как следствие - ад уже на земле.

Очень сложно понять, пишет ли Кьеркегор именно о страсти или описывает клиническую депрессию. Да и, если честно, это не самое главное в книге. В отличие от ложных установок «депрессии нет, это все от лени и уныния», текст «Болезни к смерти» вообще очень мало зациклен на оценках описываемого явления. Это текст именно описательный. Да, очень честный - обо всех страстях, которые садятся на это безотрадное состояние, как мухи на, предположим, варенье, Кьеркегор пишет прямо. Например, если человек считает себя недостойным Божьего прощения - он гордец, потому что какое он имеет право решать за Бога, кого и по каким соображениям Ему прощать?

Возможно, наш прокачанный в популярной психологии современник и скажет, что это еще большее затравливание жертвы, но если на секунду отвлечься от модных теорий, то главный посыл автора становится совершенно понятен: не надо прятаться в отчаяние. Ни как в страсть, ни как в проявление депрессии. Это очень удобно: залезть под одеяло, отвернуться носом к стенке и превратиться в эту самую стенку. Да, это мучительно и, как это сказать поточнее, мёртво. Но зато это лучшая защита от переживания бытия, неизбежно завершающегося смертью. То, что мертво, умереть не может, как знают все, кто смотрел «Игру престолов» и у кого есть элементарное чувство логики.

Подступило к сердцу отчаяние? Вперед на исповедь. И к доктору тоже вперед. Сказано же: болезнь, смертельная.

«Господа Головлевы». Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - не самый читаемый русский классик. «Господа Головлевы» есть в школьной программе (по крайней мере, когда я училась - были), но в полноте понять этот роман можно только с жизненным опытом и пониманием некоторых христианских реалий. Поэтому обычно, слыша фамилию Салтыков-Щедрин, мы вспоминаем только название «Город Глупов». Потому что тут все понятно - бюрократия, коррупция, глупость, жадность, грязь и терпеливость, которую уже можно смело называть обидным словом «терпильство».

Одним словом - сатира, злая и остроумная.

Другое дело - роман «Господа Головлевы». Позволю себе предположить, что это одно из самых страшных произведений в русской литературе. Главный герой с говорящим прозвищем «Иудушка» не просто нравственно падший, испорченный человек - он просто концентрация серого и душного праха, через который не прошло дыхание Божье. Если хотите, Иудушка Головлев - это человек, который произошел от обезьяны, выдуманной в пику Шестодневу.

В этом смысле «Господа Головлевы» могут быть поставлены в один ряд с «Повелителем мух» Голдинга или «Заводным апельсином» Берджесса. Зло в человеческой природе, отталкивающая липкая грязь зла, поглощающая человека, как болото.

Но русскую литературу XIX века не зря читают во всем мире. В ней нет безнадежности. В самых страшных трагедиях видны отблески катарсиса. А в «Господах Головлевых» катарсис будет по полной программе! Пусть ему и уделена жалкая пара страниц. Перечитайте. Чем ближе к Рождеству, тем актуальнее книга о перерождении человечества в лице одного такого Иудушки, ставшего Порфирием.

Рождественский пост - время духовного роста и очищения от грехов. Молитвы на начало поста помогут каждому верующему правильно подготовиться к Рождеству.

Человеческая жизнь коротка, поэтому необходимо прикладывать усилия для нравственного развития и придерживаться праведной жизни. Великие посты служат поводом для того, чтобы человек стоял на страже своей добродетели и не позволял негативному влиянию коснуться своей души. Очистить помыслы и открыть сердце Господу можно с помощью молитв в день начала Рождественского поста.

Молитвы на начало поста

Первый день Рождественского поста следует провести в смирении и вознесении молитвы Господу. Он поможет преодолеть трудности говения и встать на путь обновления.

«Господи милостивый, прими молитву от раба Твоего (имя) и не оставь меня на пути к просветлению. Отпусти грехи мои вольные и невольные, помоги наставлениями своими и даруй мне сил выдержать все испытания, данные для моего просветления и борьбы со злыми силами».

Первой, кому стоит вознести молитву, Матерь Божия. Она готовится произвести на свет Божьего младенца и испытывает двоякие чувства гордости и страха перед предстоящим таинством. Православным христианам необходимо поддержать ее, помолившись за ее здоровье и здоровье младенца.

«Матерь Божья, внемли словам раба своего (имя) и прими помощь от всех молящихся в муках твоих. Пусть роды твои пройдут легко, да даруешь Ты нам, грешным, Господа нашего. Защити его и оберегай до последнего дня, да не убоимся и мы мук страшных. Всепрощающая и всепонимающая, защити и нас своей дланью, не оставь в своей заботе и направь на путь истинный. Аминь».


Не стоит забывать и главную молитву всех христиан — «Отче наш» . Читайте ее каждый вечер после последнего приема пищи и просите милости у Господа выдержать тяготы поста.

Утро перед завтраком также следует начинать с вознесения хвалы Господу.

«Отче наш милосердный. Благослови на прием пищи, дарованный тобой, да убереги меня от помыслов неверных и очисти душу мою от нечистого».

Ежедневные молитвы ведут каждого человека по праведной дороге и не дают оступиться. Рождественский пост призывает верующих людей к уединению и восхвалению дел Господа. В вере и благочестии кроется смысл нашей жизни. Не оставляйте молитв, и Высшие силы не оставят вас без поддержки и помощи. Мы желаем вам счастья и благополучия. Любите ближних своих, молитесь за них и не забывайте нажимать на кнопки и

28.11.2016 01:20

Рождество Христово - волшебный праздник, который отмечают во многих странах мира. Чтобы обрести поддержку и...

Иоанн Предтеча — первый проповедник, предсказавший пришествие Спасителя. Прародитель молитвы и святого таинства крещения, собственноручно окрестивший Иисуса Христа, ...

Священник Михаил Дудко

Ешьте все, только людей не ешьте. О чем нужно помнить в дни Рождественского поста.

На что в первую очередь должны обращать внимание верующие? Такой вопрос мы задали руководителю секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей священнику Михаилу Дудко.

— Завершается первая неделя Рождественского поста. Очевидно, что ограничения в пище – всего лишь часть требующихся в эти дни усилий души?

— Рождественский пост принадлежит к числу многодневных: длится сорок дней – с 28 ноября по 7 января. По продолжительности сопоставим с постом Великим, но не так строг.

Впрочем, при посте любой строгости мясо, птица, яйца, молоко, сыр, творог – еда недозволительная. Несколько легче обстоит с рыбой: ее есть можно, хоть и не всегда. Но пост ведь не диета. Без приобщения к складывавшимся веками традициям церковным, без молитвы воздержание трудно, да, пожалуй, и бессмысленно. Ведь бывает, что, лишая себя скоромного, человек становится раздражительным, начинает ненавидеть ближнего своего – так велика над ним власть привычки к пище земной, если не получает он взамен пищи духовной. Таким «постникам» один подвижник советовал: «Ешьте все, только людей не ешьте».

Особенно важна молитва церковная. Хотя Россия велика – кое-где до храма даже за сутки не доберешься, – но если есть хоть малейшая возможность, бывайте по воскресеньям на богослужении, это значительно облегчит работу души. Молитесь дома, затеплив лампаду или свечу перед ликом Спасителя или Божией Матери, а по воскресеньям – в храм. И душа ваша будет не усталостью и раздражением полниться, а любовью – к ближнему своему, ко всем людям и к Богу.

— Я слышала, рыбу во время Рождественского поста можно есть только по субботам, воскресеньям да в великие праздники, а растительное масло – по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям?

— Устав, принятый сегодня в церкви, по происхождению своему – монастырский. Для мирян, особенно много и тяжело работающих, духовники обычно делают послабления. Условия жизни сегодня сильно изменились.

Вино, к примеру, устав считает более постным продуктом, чем растительное масло. Я бы посоветовал вина вовсе не пить, а масло растительное употреблять. Рыбу же, в особенности тем, кто к посту пока не привычен, можно есть кроме среды и пятницы. Ешьте овощи, фрукты, грибы, каши разнообразные – так много всего вкусного и полезного дает нам лес, сад, огород.

Нынче, правда, некоторые пытаются тоску по скоромному заглушить продуктами из сои: котлетами, фаршами, фрикадельками со вкусом мяса или птицы. Но в этом явно видно лукавство: плоть просит мясного вкуса – мы ей потакаем. Сварите фасоль или чечевицу – ничуть не хуже.

И не забывайте о молитве.

— Отец Михаил, все люди очень разные – и по здоровью, и по образу жизни. Может быть, есть какая-либо мера поста? Признаки, по которым каждый может почувствовать, правильно ли он идет через это в общем-то испытание?

— делает значительные послабления больным, престарелым, младенцам, находящимся в путешествии, кормящим матерям и прочим, для которых строгий пост может быть неуместен. Как меру поста можно принять способность к молитве, возможность ходить на службу. Больной или старый ослабеет от неумеренного поста так, что и до храма не дойдет. Значит, постится он не по разуму, превысил свои возможности. Ну а уж если молодой здоровый человек сбросил несколько килограммов – что же в этом плохого? Универсальный рецепт такой: пойти к священнику и спросить, как поститься именно тебе. В случае серьезных проблем со здоровьем – извольте к врачу. Его слово пусть и будет вашей мерой.

— А как же Новый год? Такой соблазн! Может быть, предусматривает для праздника этого хоть какие-то послабления?

— Да, с Новым годом сложно получается. По старому стилю Рождество Христово наступало до этого веселого праздника. А сейчас – после, что, конечно, здорово сбивает постное настроение.

Как совместить пост с празднованием Нового года? Почти все духовники разрешают при встрече Нового года выпить немного вина, рыбки поесть. Но при этом напоминают: надо побывать в храме, попросить у Господа мира и благополучия в наступающем году, отстоять новогодний молебен, который вошел сейчас в традицию. Некоторое отступление от постной строгости не должно переходить границ, отличающих умеренность от разгула.

Я вырос в семье священника. И всякий раз, когда до наступления Нового года оставалось пять минут, мы с отцом вставали на молитву. За нею, а не с бокалом шампанского заставал нас Новый год.

— Думаю, многие последуют вашему примеру. Но большинство все же предпочтет рыбки поесть и вина выпить. Получается, после этого «зигзага» им предстоит еще туже затянуть пояса?

— Получается, что так. Да и по уставу последние дни поста – самые строгие. Заканчивается он сочельником, когда пищей должно быть сочиво – обваренные в меду зерна пшеницы или риса с сухофруктами. Чувствуете созвучность: «сочиво» – «сочельник»?

Многие, может быть, помнят – если не по Закону Божиему, так по известному рекламному ролику, – что в этот день ничего не едят до первой звезды. «Звезда» в народе традиционно воспринимается хоть и не как в упомянутом ролике, но и не как в церкви, а буквально – как звезда на небосклоне. На самом деле звезда – знак возрождения. В церкви она символизируется большой свечой, которую после утренней службы сочельника выносят на середину храма. Вот тогда и можно вкусить сочива. А разговение – только на следующий день, на Рождество.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»