Смерть генерала лебедя не была несчастным случаем. Гибель Александра Лебедя: бывшие офицеры ГРУ пришли к выводу, что это была спецоперация Выводы и суд

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Летчик Тахир Ахмеров, пилотировавший вертолет губернатора Александра Лебедя, заявил, что был вынужден отправиться в полет, который закончился катастрофой и гибелью людей. Об этом он сказал в Красноярском краевом суде на процессе по делу о крушении вертолета, передает "Интерфакс".

"Можно было, конечно, и не лететь, но тогда руководители отправили бы нас за ворота, где стоит целая очередь из желающих поработать", - заявил Тахир Ахмеров.

По его словам, он знал, что вертолет был переделан из грузового в пассажирский, и требования к транспорту для перевозки пассажиров не были полностью соблюдены. В частности, пассажирские кресла не были оборудованы всем необходимым, например, не имели ремней безопасности.

Пилот также признался, что до сих пор не понял, как произошло столкновение. По его словам, летчики хорошо видели приближающуюся ЛЭП, и времени для того, чтобы поднять вертолет над ней, у экипажа было достаточно.

"Это и на пленке зафиксировано. С момента, когда раздались крики: "ЛЭП, ЛЭП!" до конца записи секунд шесть-семь. А вертолет способен за секунду подняться на пять метров. И мы провода проходили. Однако почему крушение произошло, я до сих пор не знаю", - заявил Ахмеров.

Пилот заявил, что хочет воспользоваться правом не свидетельствовать против себя. В ответ судья разрешил отвечать на вопросы выборочно.

Заседание суда будет продолжено в среду, на нем планируется продолжить допрос обвиняемых.

28 апреля 2002 года вертолет Ми-8 недалеко от поселка Ермаковское столкнулся с опорой ЛЭП и упал. В результате погибли 8 человек, в том числе губернатор Красноярского края Александр Лебедь, его заместитель по социальным вопросам Надежда Кольба, глава Ермаковского района Василий Роговой.

На скамье подсудимых находятся пилотировавшие вертолет Тахир Ахмеров и Алексей Курилович. Им предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ, предполагающей наказание за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц.

По данным следствия, перед полетом экипаж не провел предварительную подготовку к полету, не изучил детально маршрут и район полета, не проложил на полетной карте маршрут полета с учетом запретов, ограничений и расположения высот, не получил полетную карту для полета в горной местности.

Кроме того, по данным следствия, решение о полете было принято при наличии летного прогноза погоды только на первоначальном участке маршрута до поселка Ермаковское.

В районе озера Ойское, где в тот день на открытии новой горнолыжной трассы ждали Лебедя, метеопрогноз был нелетным. Ситуация усугубилась сильным снегопадом и очень низкой облачностью.

В результате вертолет зацепил тросы грозозащиты ЛЭП и, стремясь избежать столкновения, попытался резко набрать высоту, что привело к разрушению лопастей несущего винта и хвостовой балки вертолета. При падении машина полностью разрушилась.

Между тем, незадолго до суда скончался один из потерпевших по делу о катастрофе вертолета, третий член экипажа, бортинженер Павел Евсеевский. Он умер 31 июля в поселке Кедровом от сердечной недостаточности. Бывшему бортинженеру вертолета Евсеевскому не было предъявлено обвинений в связи с расследованием причин авиакатастрофы, и он проходил в качестве потерпевшего.

01 Мар 2006, 19:45

Вчера суд Свердловского района Красноярска принял решение об условно-досрочном освобождении Тахира Ахмерова – пилота, управлявшего вертолетом Ми-8, в результате катастрофы которого 28 апреля 2002 года погибли восемь человек, в том числе губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Летчика, который был приговорен в январе 2004 года к четырем годам лишения свободы, освободили по состоянию здоровья. Господин Ахмеров планирует вернуться к полетам.

О решении суда сообщил журналистам сам Тахир Ахмеров, выйдя из колонии-поселения. На судебное заседание, проходившее в колонии, представителей СМИ не пустили. По словам господина Ахмерова, суд, рассматривая его прошение об условно-досрочном освобождении, поданное в январе нынешнего года, принял во внимание состояние его здоровья и поведение, а также степень тяжести преступления. Однако большой радости по поводу освобождения из колонии пилот не испытывает. "28 апреля (2002 года, в день крушения вертолета.–Ъ) моя жизнь сломалась. Я потерял любимую работу. Поэтому радоваться мне особо нечего",– заявил Тахир Ахмеров. Последний месяц осужденный провел с родными – учтя поведение и состояние здоровья пилота (в результате аварии он стал инвалидом второй группы), руководство колонии позволило ему воспользоваться правом отбывать наказание дома, что на практике происходит крайне редко.

Господин Ахмеров исполнял обязанности проверяющего пилота в экипаже вертолета Ми-8, который 28 апреля вез губернатора Лебедя из Красноярска в Ермаковский район. Вместе с ним летели еще 17 человек. В условиях плохой видимости вертолет был вынужден снизить высоту и, пролетая в нескольких десятках метров над землей, зацепился за высоковольтную линию электропередачи и рухнул на землю. В результате аварии погибли восемь человек, в том числе губернатор Александр Лебедь, его заместитель Надежда Кольба, глава Ермаковского района Василий Роговой и еще пять человек, сопровождавших губернатора.

В январе 2004 года суд приговорил командира экипажа вертолета Алексея Куриловича к трем годам условно, а Тахира Ахмерова – к четырем годам заключения с отбыванием наказания в колонии-поселении на территории Красноярска. Более строгий приговор Тахиру Ахмерову был обусловлен тем, что именно он управлял вертолетом в момент аварии. Как пояснили в пресс-службе главного управления ФСИН по Красноярскому краю, Тахир Ахмеров, преступление которого относится к третьей степени тяжести, имел право на сокращение половины определенного судом срока наказания. К настоящему времени пилот отсидел уже два года.

Адвокат Елена Евменова, защищавшая пилотов, считает, что приговор, вынесенный два года назад, был неоправданно жестким. "Я считаю, что суд не учел техническое обеспечение работы пилотов – например, что у них были только старые карты местности. Были и проблемы в организации полета. По моему мнению, суд в 2004 году должен был бы повлечь за собой ряд уголовных дел, в том числе и в отношении составителей правил эксплуатации вертолета, в которых просчитаны не все последствия предписываемых пилотам действий",– заявила она.

Как рассказал Тахир Ахмеров, в колонии он, будучи пенсионером и инвалидом, мог воспользоваться правом не работать. "Но у меня характер не такой, я не могу сидеть и ничего не делать, поэтому сам попросился на работу",– сказал он. Бывшему пилоту пришлось в качестве водителя возить в аэропорт и обратно пилотов вертолета, принадлежащего ФСИН по Красноярскому краю. "Я с ними учился, работал, ребята знакомые",– отметил бывший пилот. По словам господина Ахмерова, в дальнейшем он планирует вернуться к полетам. Однако перед этим он намерен заняться восстановлением здоровья: ему предстоит несколько операций, в том числе на ногах, которые были травмированы в аварии 2002 года.

Есть несколько версий, почему разбился вертолет, на котором летел губернатор Александр Лебедь. Официальная - виноваты летчики и непогода. Полуофициальная - виноват сам Лебедь, в тот момент пилотировавший вертолет. Неофициальная - диверсия.

Сперва - вид на катастрофу со стороны наблюдателей:
1. Генерал Лебедь погиб как на войне
www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=320727

Вчера утром в Саянских горах разбился вертолет Ми-8, в котором на открытие горнолыжного курорта летели руководители администрации Красноярского края. Восемь из 20 пассажиров, в том числе губернатор Александр Лебедь, погибли. Причиной трагедии стала нелетная погода: метеорологи предупреждали пилотов о низкой облачности и снегопаде на перевале, но они все равно решили лететь. Генерал Лебедь погиб, словно вернувшись на афганскую войну: вертолеты того типа, в каком он разбился, использовались в той кампании, да и рельеф местности в Саянах во многом напоминает афганский.

На Буйбинском перевале должно было состояться торжественное открытие реабилитационного центра и базы отдыха "Барсово ущелье". Только что здесь закончили строительство горнолыжной трассы и подъемника, соответствующих всем международным стандартам.

"Мы очень гордимся тем, что этот международный горный курорт построили своими силами и средствами,– рассказывает первый замглавы администрации Ермаковского района Иван Лавриненко.– Поэтому пригласили на церемонию все руководство края. Планировалось, что после официальной части перед гостями выступят дети – они готовили концерт, а спортсмены из Ермаковского устроят показательный лыжный забег по льду горного озера Ольского. Губернатор пообещал, что прилетит с артистами и журналистами".

В воскресенье утром праздничное настроение ермаковцев немного испортила погода. Несмотря на то что прогноз на выходные по Красноярскому краю в целом был благоприятным: солнечно, ясно, температура воздуха +15...+18°, местные прекрасно знали, что эти данные относятся лишь к равнинной части края. На перевале, высота которого превышает полторы тысячи километров, климат особый. Зачастую он резко отличается от того, что передают красноярские синоптики: к примеру, даже при дневной температуре +20° ночью здесь всегда заморозки, а снег лежит до середины июня.

Так было и в выходные – после солнечной и погожей субботы над Саянскими горами поднялся ветер, кучевые облака поползли прямо по склонам. Из грозовых туч на землю полетели "снежные заряды" – так называют здесь массированные выбросы снега, которые начинаются внезапно и так же внезапно прекращаются минут через 10-20.

"Ведь передавали же в Красноярск с нашей станции "Оленья речка", расположенной в трех километрах от "Барсова ущелья", что погода здесь испортилась и стала нелетной,– рассказал Ъ метеоролог из Ермаковского Евгений Томбасов.– Учитывая это обстоятельство, чиновники вполне могли долететь на вертолете до нашего райцентра, стоящего в предгорьях, или до поселка Танзибей, а оттуда проехать сотню километров на автомобилях. Но они решили по-другому – хотели, наверное, эффектно спуститься на праздник с воздуха..." Так оно и вышло.

Около 10 часов утра сотни людей – сотрудники "Барсова ущелья", спортсмены, школьники и просто жители соседних поселков, собравшиеся посмотреть на Александра Лебедя,– увидели сквозь туман мигающие красные огоньки. Это шел на посадку губернаторский кортеж, состоящий из двух вертолетов Ми-8. Машины были уже метрах в семистах от базы – стали видны их контуры и слышен сквозь порывы ветра грохот работающих лопастей. Пилотам оставалось только пролететь над идущей здесь высоковольтной линией электропередачи и зайти на посадку, но в этот момент головной Ми-8 вдруг нырнул под провода. Зацепившись, машина замерла в воздухе, наматывая на хвостовой винт 12-миллиметровый провод с напряжением 220 киловольт.

Сначала порвались провода, по которым снабжался электроэнергией от Саяно-Шушенской ГЭС город Туран (питание потом переключили на резервную линию). Затем отломился хвост вертолета, а еще через мгновение и сам Ми-8, сопровождаемый снопами искр, камнем полетел вниз с 30-метровой высоты.

Упал он в глубокий двухметровый снег, который спас 13 из 20 пассажиров вертолета. Во-первых, снег самортизировал удар, а во-вторых, затушил искры, не дав им поджечь выплеснувшийся из топливных баков керосин.

"Мы с моими пацанами стояли и смотрели на разбитую машину как зачарованные,– вспоминает директор 2-й районной школы Александр Суховский, приехавший на праздник вместе со старшеклассниками.– Я понимал, что нужно бежать помогать людям, но не мог ни слова сказать, ни ногой пошевелить. Тут кто-то, то ли наш начальник милиции, то ли прокурор, закричал: "Чего стоите? Бегите вытаскивать!" Мы все побежали.

Вертолет лежал на правом боку, сильно помятый, как машина после крутой аварии, но целый, даже двигатель еще работал – шкив винта с кусками лопастей продолжал крутиться. Вооружившись ломиками и монтировками, взятыми у водителей, мы сломали задний люк, вытащили через него несколько человек, которые сидели ближе к хвосту,– они были живы. А дальше в салон пройти не можем – все загромождено оторванными и сплющенными сиденьями. Попытались выдергивать кресла, привязывая их по одному к буксировочному тросу,– не получается. Тогда пошли со стороны кабины. Видим – летчик живой, дышит. Вытащили его на снег, а он шепчет: "Сейчас керосин е..нет... Надо двигатель заглушить... Снег, снег в воздухозаборник кидайте". "А где он, этот заборник?" – спрашиваем его. "Да там, где шкив крутится, рядом..." В общем, кидали, кидали, наконец он зачихал и действительно заглох. После этого смогли залезть наверх машины, сломать боковую дверь. Все это время кто-то из милиционеров снизу кричал: "М...ки, ломами по железу не чиркайте! Там керосин!" Но его никто не слушал – все знали, что в вертолете наш губернатор, и молотили по обшивке так, что не только искры, куски дюраля во все стороны летели.

Минут через пять вытащили и самого Александра Ивановича. Он был живой, внешне – совершенно целый, но, видимо, находился в состоянии шока. Казалось, он силится что-то сказать. Судя по выражению лица, ругается, но никаких слов не было – только хрипы. Нам удалось вытащить всех пострадавших. Еще одного, мальчика лет двенадцати, выбросило через хвостовой люк при ударе – он, к счастью, оказался живым. К трупам не подпускали – ими сразу занялись наш начальник РОВД и прокурор".

В этой катастрофе погибло восемь человек: губернатор Александр Лебедь, которого не успели довезти до больницы, его заместитель по соцвопросам Надежда Кольба, начальник краевого управления по туризму Лев Чернов, глава Ермаковского района Василий Роговой, взявшийся проводить высоких гостей, журналисты красноярской "Сегодняшней газеты" Константин Степанов и краевого телевидения Игорь Гареев, корреспондент красноярской телекомпании "7-й канал" Наталья Пивоварова (умерла в больнице) и водитель "Барсова ущелья" Лев Кандинский. Их тела отправили в краевой морг, вокруг которого тотчас установили милицейское оцепление. Причем стражи порядка не только оттеснили зевак, убрали скамейки и урны, но даже с помощью эвакуаторов оттащили от морга все машины.

Остальные 12 пострадавших были госпитализированы в райбольницы. Как говорят врачи, все они находятся в крайне тяжелом состоянии.

Расследование катастрофы будет проходить на самом высоком уровне. Главой комиссии президент Путин назначил министра Сергея Шойгу, который в воскресенье вечером вылетел в Красноярск. В комиссию также войдут сотрудники Межгосударственного авиакомитета, Госслужбы гражданской авиации (ГСГА), авиакомпании "Енисейский меридиан", которой принадлежал разбившийся вертолет. Представители краевой прокуратуры уже возбудили уголовное дело по факту нарушения правил движения и эксплуатации воздушных судов, которое привело к гибели людей. Очевидно, что отвечать за гибель губернатора и его коллег будут оставшиеся в живых летчики. Во всяком случае, техника, по словам начальника управления безопасности полетов ГСГА Владимира Рудакова, здесь явно ни при чем. "Техническое состояние машины не вызывало сомнений,– считает господин Рудаков.– Никаких отказов у нее до сих пор не было. Да и экипаж был очень хорошо подготовлен, а на борту даже находился опытный проверяющий".

Того же мнения придерживается и заместитель начальника Краснодарского краевого управления воздушного транспорта Алексей Куделин. "Ми-8 АМТ, на котором летал губернатор Лебедь,– отличная машина,– рассказал он Ъ.– Это модернизированный вариант, у которого тяговые характеристики двигателей по сравнению с обычным Ми-8 улучшены на целых 1000 кг. Модель была создана специально под войну в Афганистане, поэтому для нее маневрировать в наших относительно невысоких Саянских горах, в целом похожих на афганские,– плевое дело. Высоту такой вертолет набирает мгновенно, да и радиовысотомер, предупреждающий об опасном приближении к земле, работает у этой машины очень хорошо. Однако препятствие в виде проводов ЛЭП, которое находится не снизу, а впереди по курсу, высотомер "не видит".

Теоретически пилотам в условиях плохой видимости могли помочь с земли. Но дело в том, что, когда машина летит в горах, да к тому же на малой высоте, диспетчер ее на своем мониторе слежения, как правило, не видит. И осуществляет за ней не визуальный, а только информационный контроль. То есть положение вертолета в пространстве он знает лишь приблизительно, от самих летчиков, которые время от времени выходят с ним на радиосвязь. Так было и на этот раз. Диспетчер понятия не имел, что машина идет на посадку в районе, где проходит ЛЭП".

Пилоты видели на своей полетной карте высоковольтку, но миновать провода им помешали туман и снег. "Слушай, ты поосторожнее,– сказал один из летчиков напарнику, после того как машина вырвалась из полосы очередного снежного заряда.– Здесь, кажется, ЛЭП где-то рядом..."

Это было последнее сообщение с губернаторского Ми-8.
СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИН
2. Список лиц, находившихся на борту разбившегося Ми-8
www.volgainform.ru/expnews/31282
Погибшие:
Лебедь Александр Иванович -- губернатор Красноярского края
Кольба Надежда Ивановна -- замгубернатора по социальным вопросам
Чернов Лев Яковлевич -- начальник краевого управления по туризму
Роговой Василий Константинович -- глава Ермаковского района
Кондинский Андрей Георгиевич -- работник Шушенского санатория
Степанов Константин Николаевич -- корреспондент «Сегодняшней газеты»
Гареев Игорь Вакильевич -- оператор телекомпании ИКС
Пивоварова Наталья Викторовна -- корреспондент красноярской телекомпании «7-й канал»
Пострадавшие:
Ахмеров Тахир Тигизидович -- командир эскадрильи, пилот-инструктор (Травмы: открытый перелом правой голени, закрытый перелом правого бедра, закрытый перелом левой голени, перелом правой ключицы, закрытая черепно-мозговая травма, рваная рана лица, шок)
Курилович Алексей Владимирович -- второй пилот, командир-стажер (Травмы: рвано-ушибленная рана лица, открытый оскольчатый перелом костей правой и левой голени)
Евсеевский Павел Николаевич -- бортинженер (Травмы: перелом левого бедра, рвано-ушибленные раны головы и обеих голеней)
Климик Геннадий Иванович -- пресс-секретарь губернатора (Травмы: закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени, компрессионный перелом 1-го поясничного позвонка, ушиб обеих почек)
Тоначев Геннадий Павлович -- председатель краевого спорткомитета (Травмы: ушиб грудной клетки, шок)
Подгорный Юрий Викторович -- директор Шушенского санатория (Травмы: сотрясение легкой степени, от госпитализации отказался)
Лопатина Елена Геннадьевна -- замредактора газеты «Красноярский рабочий» (Травмы: Открытый перелом обеих голеней, тупая травма живота)
Мамутова Эмма Идрисовна -- корреспондент краевой телекомпании "ИКС" (Травмы: закрытый и открытый переломы обеих костей правой и левой голени, сотрясение головного мозга, перелом левого предплечья)
Шлых Виталий Михайлович -- охранник (Травмы: закрытая внутричерепная травма, сделали вторую операцию, удалили селезенку, ушили разрыв печени)
Юдаев Александр Викторович -- охранник (Травмы: множественные ссадины лица и правой голени, тупая травма живота, разрыв лонного сочленения)
Смирнов Станислав Александрович -- оператор телекомпании «7-й канал» (Травмы: Рваная рана 4-го пальца правой кисти)
Кузичев Михаил Васильевич -- генеральный директор «Красэнерго» (Травм не получил)

В пользу официальной версии:
1. Катастрофа в Саянах.
lebed.newslab.ru/review.aspx?id=13331

Совет администрации и Законодательное собрание Красноярского края с глубоким прискорбием извещают, что 28 апреля 2002 года в Ермаковском районе Красноярского края в результате крушения вертолета Ми-8 авиакомпании "Енисейский меридиан" погибли губернатор Красноярского края Лебедь Александр Иванович, заместитель губернатора Красноярского края Надежда Ивановна Кольба, начальник управления туризма и курортов администрации Красноярского края Лев Яковлевич Чернов, глава Ермаковского района Василий Константинович Роговой, корреспондент телекомпании "7 канал" Наталья Викторовна Пивоварова, оператор КГТРК Игорь Васильевич Гареев, корреспондент "Сегодняшней газеты" Константин Николаевич Степанов, работник Шушенского санатория Андрей Георгиевич Кодинский, и выражают соболезнования родным и близким покойных.
Прощание с Александром Ивановичем Лебедем состоится 29 апреля 2002 года с 16.00 до 24.00 и 30 апреля 2002 года с 8.00 до 11.30 часов в помещении Большого концертного зала. Прощание с погибшими в авиационной катастрофе, похороны которых состоятся в г. Красноярске, будет проходить 30 апреля 2002 года с 8.00 до 11.30 часов в помещении Большого концертного зала.
В Красноярске о произошедшей трагедии стало известно примерно в обед. Корреспонденты "КК" сразу отправились в Ермаковский район (вертолет упал в 110 километрах от райцентра -- село Ермаковское) и прибыли только к ночи -- от Красноярска до перевала Ойский, где разбился "Ми-8", -- 600 с лишним километров.
Летели на праздник
604-й километр от Красноярска, в предгорье Саян -- удивительно красивое место. Горная извилистая дорога, заснеженные скалы... И -- черный обугленный вертолет, наполовину зарывшийся в полутораметровый слой снега. К машине ведет хорошо протоптанная в снегу дорога, но близко никого не пускают. На трассе М-54 около костра греются несколько десятков солдат, дежурят люди в штатском. Около вертолета тоже ходят люди с мощными фонарями. Кто они -- не ясно, но из числа "местных": московская комиссия приедет на следующий день после катастрофы.
-- Сергеи Захаров, администрация Ермаковского района, -- представляется невысокий мужчина. -- Кто такие, почему остановились?
-- Журналисты. Из Красноярска. С невеселой миссией...
Сергеи Захаров сообщает о том, что произошло:
-- В нескольких метрах, немного выше, для посадки вертолета приготовили специальную площадку, можете проехать посмотреть на нее. Но вертолет не долетел. В условиях тумана, плохой видимости он зацепился за ЛЭП и рухнул в нескольких метрах от предполагаемого торжества. По рассказам очевидцев воспроизводим картину произошедшей трагедии. Праздник по случаю открытия новой горнолыжной трассы готовился масштабный и шумный, с концертной программой, большим количеством приглашенных. Внизу высоких гостей ожидали журналисты местных СМИ, спасатели, горнолыжники. На вертолете летели представители красноярской прессы, руководство краевой администрации во главе с губернатором, комитета по физической культуре и спорту. Когда вертолет приближался к трассе, его еще не видели из-за перевала, но уже слышали шум двигателя, который ни с чем не спутаешь. Вдруг все стихло, и на спецплощадку ворвался испуганный водитель "КАМАЗа", проезжающий мимо. Он сообщил, что вертолет, которого все так ждут, упал поблизости и горит. В первые секунды страшной новости не поверили. А потом побежали все разом туда, откуда уже начали подниматься клубы дыма. Вертолет с обломанными лопастями лежал, завалившись на бок, машина была объята пламенем и дымом. Люди, не думая об опасности взрыва, начали забрасывать корпус вертолета снегом, чтобы потушить. По слухам, из разбитых иллюминаторов выскочили женщина и молодой человек и бросились прочь в состоянии шока. Их пришлось догонять и усаживать в подъехавшую "скорую".
Макс
Среди тех, кто первым подоспел на помощь, находился уволившийся из МЧС спасатель-горнолыжник, известный в профессиональных кругах эмчеэсовцев и спортсменов как просто Макс. Именно он вытаскивал из искореженного вертолета Александра Ивановича Лебедя.
-- Макс рассказывал, что губернатор был в сознании, но в очень тяжелом состоянии, -- передают бывшие коллеги и друзья Макса (сам он почти сразу уехал с места трагедии). -- Когда не первый раз на таких авариях находишься, состояние пострадавших определяешь почти сразу. Макс положил руку губернатору на шею -- пульс не прощупывался. Прощупал запястье -- чувствовались слабые удары. Александру Ивановичу вкололи обезболивающее, насколько это было возможно, проделали реанимирование. Очень быстро, почти мгновенно, на месте оказались машины "скорой", и всех пострадавших, в том числе и губернатора, увезли в больницу в село Ермаковское...
Три раза "срочно" -- значит ЧП
Рассказывает директор Красноярской региональной поисково-спасательной базы гражданской авиации Валерий Симоненко:
-- Приблизительно в 11.30 мне на пейджер пришло сообщение: "Валерий Александрович, срочно, срочно, срочно приезжайте на работу. Дежурный".
У нас в организации есть такой закон: поступила информация о ЧП -- сообщают мне. Так как очень часто бывают ложные вызовы, в сообщении не объясняют, что случилось, пишут лишь три раза слово "срочно". Это значит, что случилась трагедия, нужно вылетать. Через семь минут после того как пришло сообщение, я был на рабочем месте. Из срочного сообщения следовало, что недалеко от дороги на 604-м километре трассы Красноярск-Кызыл, на перевале, упал вертолет Ми-8, на борту -- губернатор края Александр Лебедь, люди из администрации края, журналисты. Экипаж не выходит на связь.
-- Летом на сборы по регламенту нам дается 30 минут, зимой -- 45. Уже через 10 минут я и дежурный экипаж -- четыре спасателя, врач -- были готовы к отлету. Правда, пришлось какое-то время подождать: вместе с нами полетел прокурор края и несколько представителей краевой администрации. В это время с Выезжего Лога в Ермаковский район летел еще один наш вертолет, экипаж выполнял свое задание и в момент катастрофы находился недалеко от случившегося. Мы связались с командиром экипажа Владимиром Козелем и перенаправили вертолет к месту трагедии, чтобы они хотя бы выяснили, что случилось, и попробовали восстановить связь. На что Владимир Козель сообщил: "Видимость ужасная, я не могу подлететь к месту происшествия, сажусь в Танзыбее". Танзыбей -- населенный пункт в десяти километрах от перевала. Оттуда Козель вместе с сотрудниками местного ГИБДД на автомобилях выехали к месту аварии.
Ми-8 погубил снежный заряд
Козель вместе с помощниками погрузили в автомобиль Александра Лебедя в бессознательном состоянии и еще нескольких пострадавших. Все они были перевезены с места аварии и доставлены в больницы Ермаковского, Минусинска, Александра Лебедя отвезли в Абакан.
-- У авиаторов есть такое понятие, как "снеговой заряд", -- продолжает Валерий Симоненко -- Это снежная туча, она обычно появляется внезапно и также внезапно исчезает. Даже самое современное метеооборудование не позволяет точно определить возможное местонахождение и извержение "снеговых зарядов". Перед отлетом пилоты имели достоверные метеосводки, ничто не предвещало беды. Чуть позже выяснится, что вертолет МИ-8 с губернатором на борту попал в этот "заряд".
-- Мы прилетели в Ермаковское в 12.20. К этому времени пострадавшие уже были привезены в районную больницу. Нас встретил генеральный директор "Красэнерго" Михаил Кузичев. Он был среди пассажиров, сидел напротив Александра Лебедя и чудом остался жив. Из его рассказов стало ясно, что вертолет попал в "снежный заряд", даже в двух метрах ничего невозможно было рассмотреть. Пилоты пытались выровнять машину и победить снежную стихию, в результате вертолет хвостовой частью зацепился за нулевой провод (громоотвод) линии электропередач. Этот провод не под напряжением, поэтому самолет не взорвался, сначала оторвало хвост, затем машину в воздухе развернуло на 360 градусов, и железная машина рухнула на землю. Вертолет упал на левый бок, губернатор сидел справа, лицом к кабине пилота -- это одно из самых опасных и неустойчивых мест, у него не было опоры. Кузичев сидел напротив, спиной к пилотам, от удара его лишь сильнее придавило к сиденью, благодаря чему он остался жив. Семь человек, среди них корреспонденты и заместитель губернатора Надежда Кольба, находились в хвостовой части, погибли, когда вертолет еще не успел коснуться земли...
-- Через несколько часов после того, как мы прибыли в Ермаковское, нам сообщили, что Александр Иванович скончался, так и не придя в себя, по дороге в Абакан. Нас ждал его брат Алексей Иванович. После обеда мы вылетели в Абакан, Кузичев полетел с нами. На взлетной полосе в Абакане стояли несколько человек из администрации Абакана, Алексей Лебедь. Едва вертолет приземлился, из "скорой помощи" санитары вынесли носилки, накрытые белой простыней.
-- Алексей Лебедь летел с нами. Мы сидели в салоне, носилки с телом Александра Ивановича стояли в хвостовой части. Во время перелета все молчали. Страшно было смотреть на людей, переживших эту страшную трагедию. Глаза Кузичева были почти стеклянными, на лице -- пугающая бледность, он мог погибнуть, но по воле судьбы остался жив. Алексей Лебедь молчал, очень много курил и постоянно смотрел назад, туда, где находилось тело брата. В случившееся верилось с трудом. Перелет показался очень длинным, где-то к 20.00 мы сели на вертолетную площадку в "Соснах" под Красноярском. Там нас уже поджидали представители администрации, еще какие-то люди. Тело Лебедя вынесли из вертолета, мы улетели на базу, в аэропорт "Черемшанка". Чуть позже в Красноярск с телами погибших вернулся еще один наш вертолет.
В больнице оставались самые тяжелые
По состоянию на 22 часа 28 апреля, когда мы добрались до больницы, здесь располагали списком из 20 человек, с точным указанием, куда распределили каждого из поступивших пациентов (Абакан, Минусинск, Красноярск), кто, к несчастью, скончался. В больнице Ермаковского района оставались лишь двое очень тяжелых, прооперированных больных: Елена Лопатина, заместитель редактора "Красноярского рабочего", Виталий Шлык, охранник. Дежурный врач Анна Антонова уверила нас, что Александр Иванович по поступлении в ЦРБ Ермаковского района, был еще жив и в сознании:
-- Александр Иванович сам изъявил категорическое желание ехать в Абакан. Сказал: "Нет, я здесь не буду оставаться, везите меня в Абакан". По дороге он скончался...
Пострадавших людей из вертолета достали еще до приезда спасателей (первым прибыл шушенский отряд).
-- Мы скидали все, что можно поскидать из вещей, и очень быстро приехали, нам пришлось разбудить после многочасовой работы Владимира Малая, спасателя второго класса Шушенского поисково-спасательного отряда. Прибыли быстро, но всех людей уже вытащили. Единственная проблема была, есть ли пострадавшие под вертолетом, но таковых не оказалось. Вертолет лежал на боку, зарывшись в снег правым бортом. Он сильно не обгорел, но фюзеляж был смят. Кабина сильно повреждена, салон сплюснутый. Даже я, как спасатель, с трудом представляю себе, как можно выжить в такой мясорубке. Не знаю, чем люди в вертолете занимались до катастрофы, но могу предположить, чем собирались заниматься после приземления: в салоне было очень большое количество рыболовных снастей. Продуктов было много. Свежие помидоры мне запомнились почему-то. Одеты все были легко, очевидно, совершенно не готовились к тому, что здесь зима и лежит полутораметровый слой снега. На полу валялись чьи-то тапочки. Крови было очень много, все в крови. Паники в момент катастрофы, скорее всего, не было. Все произошло в считанные секунды. Внизу народ слышал подлетающий вертолет, сверху, наверняка, была видна праздничная толпа. До момента катастрофы вертолет летел со скоростью 200 километров в час. Когда он зацепил ЛЭП, начал наматывать на винт провода. Одним из тросов отрубило лопасти. Потерявшая высоту и управление машина упала между несущими линиями напряжения и основными.
Обороты двигателя были предельными
-- За 10 лет службы Шушенского отряда спасателей это четвертый упавший вертолет, -- говорит Юрий Моргунов, спасатель первого класса. -- Ми-8 -- достаточно устаревшая модель и не очень надежная. Точнее, сами вертолеты неплохие, но сыплются потому, что старые.
...Снег в этом месте достаточно мягкий, благодаря чему остались живы те, кто был впереди, возле кабины (в том числе и вертолетчики). Мне показались особенно интересными показания приборов. Времени на маневр у летчиков не было, хотя, судя по показаниям, они до последнего пытались что-то предпринять, в частности, увеличить мощность двигателя до предела. Но с обломанными винтами что можно было сделать? Это были нулевые решения, ничего бы их не спасло. Примечательно то, что был выключен высотомер. Это говорит о том, что они ориентировались визуально и не предполагали, что прямо по курсу линия электропередач. В момент падения машины продолжали работать турбины -- вертолет полностью функционировал. Интересны показания оборотов двигателя, они были максимальными, предельными. Вообще, в этой трагедии далеко не все ясно... Кстати, погибший в катастрофе Василии Роговой, глава администрации Ермаковского района, как выяснилось, имел свой вертолет. Как уверяют местные жители, пилот главы администрации знал в прилегающей местности все опасные места. Но этого пилота на борту потерпевшего катастрофу Ми-8 не было.
P.S. В течение нескольких дней спасатели будут распиливать вертолет на части и убирать с места трагедии. По факту катастрофы возбуждено уголовное дело.
Безбородова Евгения, Мишкина Мария
"Красноярский комсомолец" № 17, 30 апреля 2002
.
2. Командир вертолета Ми-8 Тахир Ахмеров: "Мы с Лебедем разбились при изумительной погоде"
-- Тахир, давайте начнем с самого начала...
-- Итак, 26 апреля я получил задание -- везти губернатора и его команду в Ермаковский район.
-- Вы раньше возили Лебедя?
-- Конечно. Я почти год с ним летал. На следующий день, 27-го, мы с бортинженером и вторым пилотом подготовили машину, документацию, уточнили количество пассажиров, проанализировали погоду.
-- У вас были метеосводки?
-- Это правильнее назвать анализом. Циклон, согласно прогнозам, 28-го должен был пройти. Поэтому мы решили: приедем утром, посмотрим на прогнозы и доложим губернатору.
-- Наступило утро...
-- Утром 28-го я пошел в гараж, взял машину и поехал собирать ребят, потому что некому нас в аэропорт возить. Вылет был назначен на 7.30, но где-то в шесть мы все были на месте. Машину расчехлили, загрузили на борт питание для пассажиров, водичку и прочее. Еще раз проанализировали погодные условия. Над Красноярском стояла изумительная ясная погода.
Посмотрели Абакан. Там всегда давали прогноз 1800 метров высоты облачности. Но в тот день, как специально, выдали 1600.
-- Что это значит?
-- Это значит, что от земли до облаков -- 1600 метров. По документам, в равнинной местности, а Ермаковский район относится именно к такой, достаточная высота облачности -- 150 метров. А было 1600! Это летный прогноз? Более чем!
-- Тогда зачем вы об этом рассказываете?
-- Повторяю: Абакан всегда давал высоту 1800, а в этот раз дал 1600. Получается, что 200 метров мне якобы не хватало! Приезжает комиссия и решает, что я летел с нарушением требований. Хотя, когда мы пролетели Ермаковское, все знали, что высоты облачности нам хватало за глаза.
-- Для вас имеет значение, где летать: в горах или над равниной?
-- Не имеет. Я имею допуск ко всем видам полетов.
-- Вам был известен маршрут?
-- Не совсем. Мы сели в Соснах, взяли губернатора и журналистов. Лебедь подошел, поздоровался и сказал: "Летим в Ермаковское, там сядут представители местной администрации, и они покажут, куда дальше лететь". Больше он в кабину не заходил.
-- Вас обвиняют в "отклонении от заданного курса"...
-- План полета давался примерно так: Сосны -- Ермаковское -- Ермаковский район. Предполагалось, что мы будем летать в радиусе 100-150 километров. Это нормально! Здесь нет никакого нарушения. Вертолет -- воздушное такси: куда скажут, туда и везем. И прежде, когда летали с губернатором, всегда так делали.
-- Кто управлял вертолетом?
-- За штурвалом был Алексей (Курилович. -- "КП".). Он на основном рабочем сиденье, а я в качестве второго пилота. Погодные условия позволяли это сделать! Если бы они были плохими, то основное управление я бы взял на себя. Я ведь по должности командир-инструктор.
-- Итак, вы сели в Ермаковском, что было дальше?
-- Там уже ждала машина. В ней был глава района Роговой, директор Шушенского санатория Подгорный и еще один человек. Роговой сказал: "Путь будет показывать Подгорный". Сели, я подозвал Подгорного, спросил, куда лететь. Он сказал, что пойдем по дороге в сторону Кызыла. Где-то 60-80 километров. Там приготовлена площадка. Прикинули -- это входит в равнинную местность. Не в горную, а в равнинную! Взлетели, доложили в Абакан и визуально по дороге пошли в сторону Кызыла.
-- А погода?
-- Погода была изумительной! Когда дошли до Танзибея, то увидели, что дорога обходит гору с двух сторон. Я сказал: "Давайте пойдем по правой", но Подгорный не согласился: "Нет, нам надо по левой". Я: "Видите линию ЛЭП? Это опасно". Но он настоял. Налево, как я предполагаю, им надо было потому, что там дорогу закрывали щитами от камнепада, возможно, они хотели это показать Александру Ивановичу. Шли вдоль дороги где-то на высоте 100 метров, что вполне допустимо. Затем дорога пошла вверх, на высоте 900 метров было уже много снега, к тому же солнце поднималось и белизна была ослепительная. Но линия ЛЭП, столбы, машины прекрасно просматривались. Высота облачности была под 2000 метров, видимость -- километров пять.
Мы выполняли требования заказчика. Вертолет ведь не летает по прямой на высоте 6 километров. Мы можем снижаться и до высоты 5 метров, можем зависнуть -- да все что угодно, здесь нет ограничений.
-- На картах была обозначена ЛЭП?!
-- Она, конечно, должна обозначаться, но у нас были карты 1956 года. Заявку на новые мы дали буквально накануне. Но это не главное. Мы ведь летели визуально и ЛЭП прекрасно видели и не упускали из вида. Она в горах петляет по обе стороны дороги, мы ее несколько раз пролетали. Я ребятам сказал: "Очень внимательно, не упускайте из вида линию ЛЭП, это самое главное!"
-- А кто в это время был за штурвалом?
-- Я был. С того момента, как вошли на возвышенную местность, управление взял на себя. Ребята следили за ЛЭП. И вот, когда остался всего километр до места посадки, представитель администрации Подгорный сказал: "Все, сейчас линия ЛЭП уходит влево, немного пройдем, и будет площадка для посадки". Вроде как успокоил, не надо, мол, напрягаться.
В этом месте дорога делает крутой изгиб. До этого шли на ста метрах, а тут пошли в гору, высота, естественно, стала снижаться. А сама линия -- высотой 30 метров. Мы вышли из-за изгиба, и вот она -- ЛЭП!
Видимо, он, Подгорный, не совсем хорошо знал местность или что-то напутал. Я не ищу виновника. Я командир и несу полную ответственность.
-- Момент крушения помните?
-- Помню, как сейчас. Среагировать я все-таки успел, хотя все произошло в доли секунды. Рванул штурвал на себя, и мы почти сумели проскочить провода поверху. Не хватило мощности процента два-три, иначе перелетели бы... Самый верхний провод мы даже не зацепили, просто машина встала прямо на него. Секунд пять стояли, я чувствую -- машине не хватает мощности выскочить. Машина начала снижаться, и я, естественно, стал оттягивать ее назад, от проводов подальше, чтобы не сгореть и не взорваться. Сколько мог, тянул, но лопастями порвали верхний провод (громоотвод, он не под напряжением. -- Авт.). Впрочем, если бы порвали основные провода, было бы хуже. Знаете, какое там напряжение?
Задевали мы провода лопастями по касательной, потому и удалось удара током избежать. Хотя все равно сильно искрило. Провод громоотвода намотался на втулку, после чего лопасти начали хаотично прыгать и отрубили хвостовую балку. А у нас педали управления с ней соединены тросами, которые в таких случаях рвутся, и получается сильнейший удар -- несколько тонн. Почему у нас с Лешей (Куриловичем. -- Авт.) ноги одинаково и переломаны.
...Очнулся уже на земле. Рукой пытаюсь пошевелить -- не получается, ногами -- тоже, только хруст стоит. Другой рукой пытаюсь выключить работающий двигатель -- не выходит, видимо, что-то оборвалось. Тут меня из машины вытащили, отволокли метров на двадцать, я говорю: "Хватит, тушите пламя из выхлопов, иначе топливо взорвется". Его снегом кое-как успели забросать.
Потом меня погрузили в машину и увезли.
"Комсомольская правда" № 102, 11 июня 2002 года
3. Заключение суда: причиной крушения Ми-8 стало "преступное легкомыслие" пилотов
www.regnum.ru/news/200988.html
Сегодня в Краевом суде закончились слушания по делу крушении вертолета Ми-8 в апреле 2002 г. Суд приговорил Тахира Ахмерова к 4 годам лишения свободы в колонии поселения, Алексея Куриловича - к 3 годам лишения свободы условно.
В ходе оглашения приговора судья заявил, что часть пунктов обвинения была признана не состоятельной. В частности с Ахмерова сняли обвинение в том, что он не законно включил себя в состав экипажа в качестве проверяющего, а также то, что он непосредственно занимался его формированием. Летчикам не было вменено в вину то, что количество пассажиров превышало количество штатных мест в салоне.
Кроме того, было установлено то, что в момент столкновения с ЛЭП скорость вертолета не превышала 80 км/ч. Следовательно, пилоты формально не нарушили пункт НПП (правил эксплуатации вертолета), запрещающий брать управление на себя при высоких скоростях, поскольку это приводит к соударению лопастей и хвостовой балки. Тем не менее, это произошло. Исследуя причины катастрофы, судья согласился с доводами экспертов, которые заявили, что к соударению лопастей и хвостовой балки привело то, что Ахмеров оттянул ручку управления на себя, а также резко увеличил мощность двигателя, что и привело к крушению.
Согласно конечной версии, озвученной в приговоре, само крушение выглядело следующим образом: пилоты вели вертолет на недопустимо низкой высоте из-за плохих погодных условий. Вертолет рухнул не из-за того, что зацепился за провода, причиной того, что винт отрубил хвостовую балку стали непродуманные действия пилота Ахмерова, лишь после того, как винт разбалансировался и отрубил хвост, он порвал один провод и намотал его на втулку, после чего вертолет рухнул. Судья заявил, что показания пилотов что погодные условия были нормальными не соответствуют показаниям большинства свидетелей. В целом, согласно приговору, основная тяжесть вины лежит на пилотах, а катастрофа произошла из-за "преступного легкомыслия" пилотов. Причем основная тяжесть вины ложится на Тахира Ахмерова, так как именно он был старшим по званию на борту Ми-8, и он же управлял вертолетом в момент катастрофы.

Неофициальная версия:
1. Соратники Лебедя до сих пор считают, что его убили
www.rambler.ru/news/events/lebed/7430357.html

Один из соратников Александра Лебедя, депутат Законодательного собрания края Олег Захаров до сих пор считает, что губернатор стал жертвой диверсии.
- Помните, когда стало известно о гибели Александра Ивановича, вся страна выдохнула: "Лебедя убили". Я тогда к этой версии отнесся скептически. Но потом на Новодевичьем кладбище встретил бывших офицеров ГРУ. Они по своей инициативе выезжали на место катастрофы и пришли к однозначному выводу - это была спецоперация. К лопастям винта было прикреплено несколько граммов взрывчатки. Заряд был активирован с земли. В обычных условиях такие повреждения вертолету не страшны - он просто "провалится" в воздушную яму на 10-20 м и снова наберет высоту или мягко сядет. Но здесь произошло столкновение с ЛЭП - несмотря на мастерство летчиков, сделавших все, что было в человеческих силах, провод намотался на хвостовой винт.
2. И до кучи к этой версии видео с "Битвы экстрасенсов".

И обо всех трех версиях сразу в одной статейке: lenta.ru/articles/2002/04/29/lebed/
Что сгубило Александра Лебедя: туман, самонадеянность или козни "серого полковника"

Выдвигаются самые фантастические версии катастрофы
28 апреля в авиакатастрофе погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Вертолет Ми-8, в котором Лебедь, его заместитель по социальным вопросам Надежда Кольба, ряд других чиновников, а также журналисты местных СМИ - в общей сложности (вместе с экипажем) 20 человек, разбился в 6:15 по московскому времени на пути в Ермаковский район края, где была намечена презентация новой горнолыжной трассы на Буйбинском перевале.
На обломки вертолета случайно наткнулись сотрудники ГИБДД. Они вызвали подмогу и стали оказывать Лебедю и другим пострадавшим первую медицинскую помощь. Затем губернатора доставили в ближайшую больницу в поселке Танзыбей, а затем переправили в областную больницу Абакана. Там врачи четыре часа боролись за его жизнь, однако спасти губернатора не удалось.
Сразу же после катастрофы скончались еще шесть человек: заместитель Лебедя Надежда Кольба, глава администрации Ермаковского района Василий Роговой, начальник управления по туризму Лев Чернов, оператор телекомпании "ИКС" Игорь Гареев, корреспондент "Сегодняшней Газеты" Константин Степанов и сотрудник Шушенского санатория Лев Конзинский. В ночь на понедельник в Ермаковской районной больнице умерла корреспондент телекомпании "7 канал" Наталья Пивоварова, а в понедельник утром - в абаканской больнице сотрудник охраны Виталий Шлык. Кроме того, некоторые СМИ поспешили сообщил о кончине оператора "7 канала" Станислава Смирнова. Но позже выяснилось, что это неправда - Смирнов отделался лишь переломом руки и сейчас лежит у себя дома в Красноярске. Остальные пострадавшие в авиакатастрофе находятся в больницах в состоянии различной степени тяжести.

Лебедя похоронят на Новодевичьем
Александра Лебедя похоронят на Новодевичьем кладбище в Москве - так решила его семья (рассматривался еще вариант похорон на родину Лебедя в Новочеркасске). 29 апреля с ним прощается Красноярский край, а вечером тело губернатора повезут в столицу. 30 апреля церемония прощания с Лебедем повторится в Центре культуры и творчества Вооруженных сил России на Суворовской площади. Красноярского губернатора и экс-секретаря Совета безопасности России похоронят в соответствии с порядком, установленным для высших военачальников.
Соболезнования родным и близким Лебедя и семьям других погибших уже выразил президент России Владимир Путин. "Примите мои глубокие соболезнования в связи с трагической гибелью мужа и отца, - говорится в телеграмме президента родным Лебедя. - Александр Иванович навсегда останется в нашей памяти ярким, сильным и мужественным человеком. Настоящим Солдатом, посвятившим свою жизнь служению Отечеству. Сил вам и выдержки в этот тяжелый час". Соболезнования выразили также премьер Михаил Касьянов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, спикер Госдумы Геннадий Селезнев, лидеры думских фракций, другие депутаты. Все они называли его "ярким, неординарным политиком", "настоящим боевым генералом", "значительной личностью".
Брат Александра Лебедя Алексей, который возглавляет соседнюю с Красноярским краем Хакасию, считает, что "произошла нелепая случайность, потому что там был сильный туман". "Эта горнолыжная трасса находится на перевале, там туман, и вот при приземлении, очевидно, как-то неправильно сработали летчики. Или произошла какая-то поломка.", - отметил Алексей Лебедь. Он также отметил, что, возможно, нужно было бы объявить общенациональный траур, поскольку "из жизни ушел неординарный человек, видный государственник страны, который все свои силы отдавал для того, чтобы поднимать нашу экономику, нашу социальную сферу".

Шойгу: Виноват туман
Расследованием причин и обстоятельств катастрофы Ми-8 занялась специально созданная государственная комиссия во главе с министром МЧС России Сергеем Шойгу. Сейчас она работает в Красноярске. Шойгу выезжал на место падения вертолета, а также навещал пострадавших в больнице. После этого он пообщался с журналистами.
По словам Шойгу, основной пока является версия о том, что катастрофа произошла из-за плохой видимости. По предварительным данным, вертолет при посадке (или после незапланированной посадки) зацепил провода линии электропередач и рухнул с небольшой высоты. При падении машина не загорелась.
Источник в совете безопасности при администрации Красноярского края развил в интервью РИА "Новости" эту мысль. По его словам, причиной трагедии мог стать плотный туман, обычно возникающий в горах после морозной ночи. Кроме того, провода линии электропередач, на которые налетел Ми-8, были покрыты инеем, и из-за этого пилоты не смогли рассмотреть их на фоне снега. Источник другого СМИ - "Страны.Ru" - в той же администрации края привел еще одну версию: вертолет мог столкнуться с громоотводом, установленным на опоре линии электропередач. По его словам, возможно, что при столкновении, двигатель Ми-8, который у этого типа вертолетов расположен на крыше, свалился в салон. После этого и произошло крушение. Но генеральная причина та же - плохая видимость из-за тумана.
Вместе с тем оба источника оговорились, что установить причину катастрофы с максимальной точностью можно будет только после расшифровки двух "черных ящиков", которые уже найдены на месте катастрофы. Один из них сильно поврежден - его отвезут в Москву, состояние другого позволяет расшифровать содержащиеся в нем записи в Абакане.
Версию о технической неисправности вертолета, что могло привести к крушению, Шойгу отверг - он заявил, что Ми-8 был в порядке и перед вылетом прошел необходимый осмотр.

Красноярское ТВ: Виноват Лебедь
Между тем красноярская государственная телекомпания предложила свою версию развития событий, которой фактически возложила всю ответственность за ЧП на покойного губернатора Лебедя. В понедельник компания сообщила, что, по ее сведениям, командир вертолета Тахир Ахмеров не хотел подниматься в воздух, но Александр Лебедь настоял на вылете вертолета.
Ахмеров, имеющий почти 30-летний стаж полетов, отказывался вылетать из-за ухудшения погодных условий на маршруте. Однако, как утверждает корреспондент красноярской телекомпании, на аудиопленке в одном из "черных ящиков" четко слышен голос Лебедя, который потребовал вылетать немедленно. "Всю ответственность за полет я беру на себя", - якобы заявил Лебедь.

Березовский: Виноват Кремль
А предприниматель Борис Березовский утверждает, что гибель Александра Лебедя не была случайной. "В споре между серым президентом-полковником и ярким генералом-губернатором в России, конечно же, должна победить серость, - заявил Березовский в интервью Граням.Ru. - Именно из-за победы серости над всем, что от нее отличается, Россия терпит одно поражение за другим. Александр Иванович, безусловно, олицетворяет ярчайшие страницы новейшей русской истории. И он не мог смиренно погружаться в то болото, в какое постепенно погружается все российское общество".
Березовский напомнил о конфликте красноярского губернатора с федеральным центром, который проявился во время недавней поездки Путина в Красноярск. "Есть официальная версия, что президент был недоволен работой генерала Лебедя на посту губернатора Красноярского края. Но не имеет значения, что является конкретной причиной спора между ярким и серым человеком. В основе - всегдашняя животная боязнь: серый человек боится человека яркого. Своими действиями в течение последних двух лет, когда власть и лично президент попирали закон, будь то разгром НТВ и ТВ-6, геноцид в Чечне, замалчивание истории со взрывами домов в Москве и Волгодонске, Кремль породил ситуацию, когда ему не верят. И не поверят в том числе и в случайность аварии вертолета, на котором летел Александр Иванович", - указал Березовский.


Тахир Ахмеров: "Катастрофа не была несчастным случаем"

Ахмеров пил чай. После гепатита, которым он переболел в зоне, кофе ему нельзя. В промытое окно на помидорную рассаду лилось солнце, на полу кухни лежал идеально чистый ковер, этажом выше дрелью сверлили стену, и звук дрели, перебивая голос Ахмерова, лишним треском ложился на диктофон. Рассада, ковер, треск дрели - ничего не значащие подробности разговора. Подробности вообще легко заменить: одни на другие. Придумать или перепутать.

Я пила кофе. Напротив меня сидел бывший летчик, Тахир Ахмеров, которому все и всегда задавали и будут задавать вопросы о последнем полете Александра Лебедя. Потому что он командовал МИ-8 с бортовым номером 158, в котором погибли генерал-губернатор Красноярского края Александр Лебедь и еще семь человек.

Ахмеров собирается писать книгу, надеясь, что тогда вопросы уйдут и появится другая тема для разговора с ним. Любая, но не эта.

Вы в зоне два года водителем работали, Тахир Шагизадович.

Говорят, начальника ГУФСИН, генерала Шаешникова возили?

Нет, его подчиненных. Хотя в прошлой жизни генерал не раз поднимался на борт моего вертолета в качестве пассажира. Приходилось вместе летать.

Когда я понял, что моя кассационная жалоба в Верховный суд - пустая формальность и что придется сидеть в одном из его учреждений, я пришел к Шаешникову.

Поедешь под Канск, - ответил он.

Я его спрашиваю: "Что я там буду делать, инвалид второй группы?" Он задумался и говорит: "Если машину водить умеешь, останешься здесь".

Короче, принял машину и стал работать. Хотя трудно с переломанными ногами управлять старым жигуленком.

Как в зоне жизнь складывалась?

Да нормально. Появилось много новых знакомых и друзей. И среди тех, кто сидел, как я. И среди тех, кого я возил. Много хороших мужиков.

А старые друзья звонят?

Звонят. По крайней мере, мои воспитанники, которых я научил летать, относятся ко мне так же, как до катастрофы. В этом смысле в моей жизни мало что изменилось. Хотя:

Хотя что?

Мы все привыкли воспринимать людей и ситуации так, как нам их преподнесут и озвучат. Воспитаны в таком духе. Каждый летчик рассуждает: "Будь я на их месте:"

Но на моем месте, на месте Леши Куриловича или Паши Евсеевского никто не был. В том вертолете не падал. И потому иногда мне, нет-нет, да и скажут: "Ты, Шагизадович, не фантазируй!..", хотя понимают, что делали бы, возможно, то же самое, что и мы, и винили бы себя потом до конца жизни, как и мы.

Процентов на восемьдесят люди вообще не виноваты в том, что с ними происходит.

Что же тогда?

Не знаю.

Но вы ведь думали, анализировали происшедшее?

Историю хочешь? Приходит ко мне знакомый из авиакомпании и говорит: "В том, что случилось, есть определенная закономерность". Я спрашиваю: "Какая?" - "Три восьмерки над вами было в тот день, утроенный знак бесконечности. Потому вы и ушли в бесконечность".

Не поняла - какие восьмерки?

Вот видишь, ты не поняла. А у него целая - гипотеза.

В числе 28 апреля - восьмерка есть? Есть. Вертолет, на котором мы летели, - МИ-8. И погибло восемь человек. Гипотеза? Не хуже остальных.

Ну, а собственные гипотезы и предположения вы строили?

Может быть, у вас в то утро перед полетом какие-нибудь предчувствия были? Лететь не хотелось?

У меня - никаких. Я в такие вещи не верил и сейчас не верю.

А жена до сих пор корит себя, что не разбудила, когда накануне полета, уже поздно вечером, позвонил какой-то мужчина и, не представившись, попросил меня к телефону. Ей что-либо передать отказался и положил трубку. Светлана до сих пор считает, что этот человек хотел меня предупредить о несчастье.

Вероятности того, что это был обыкновенный звонок приятеля или знакомого, не допускаете?

Мои знакомые и приятели, все без исключения, представляются. А этот так и остался инкогнито.

Итак, никаких предчувствий не было.

Абсолютно. Обычный рейс, только очень ранний по времени.

Где-то в двенадцать ночи я лег спать, в половине пятого утра уже заводил машину в гараже: ребят собирать. В 6.30 мы должны были пройти медконтроль, а в 7.30 - вылететь из "Сосен" в Ермаковское.

К вечеру я рассчитывал вернуться в Красноярск: в тот день были сороковины моего старшего брата Рашида. Утром, перед уходом, я попросил жену накрыть стол и собрать детей, чтобы после моего возвращения, как полагается, всей семьей посидеть.

Мой двоюродный брат, когда услышал, что произошло, кричал: "Рашид, прошу тебя, не забирай Тахира. Рашид, не забирай Тахира". Выпросил.

Вы с губернатором к тому времени уже года два летали.

Да, где-то так. В том числе и в район Ойского озера, где в тот день была назначена церемония открытия горнолыжной трассы.

Но одним из выводов комиссии был тот, что район вам совершенно не знаком.

Мы с Александром Ивановичем были в районе Ойского озера на рыбалке за три с половиной месяца до катастрофы, 3 января. Я и тогда сначала в Ермаковское прилетал: забирал для компании главу района Василия Рогового и директора Шушенского санатория Подгорного. Мы пролетали район той самой канатной дороги, которую в апреле должны были открывать.

Ушли потом километров на 250 на восток, в Саяны, там тоже есть озера.

Но рыбалка не задалась. Я еще думал: из-за такой ерунды из Красноярска летели!

У меня все новогодние праздники всухую прошли: летали-то сразу после Нового года, а к полету за два-три дня начинаешь готовиться. 31-го только бокал шампанского выпил.

Так что в январе я буквально в тех местах и был, где мы потом разбились.

Докладывал об этом комиссии, но на это не обратили внимания. Надо было представить дело так, что я района не знал, и представили. А я все Саяны вдоль и поперек прошел.

Гостей генерала Шаешникова на Медвежье озеро забрасывал купаться. И много кого еще. А это уже горные Саяны - полторы тысяч метров над уровнем моря. После 3-5 градусов воды в Медвежьем - енисейская кажется парным молоком.

Если вы знали район, тогда почему дорогу от Ермаковского вам показывали Василий Роговой и директор Шушенского санатория Подгорный?

В Ермаковском в кабину зашел Вася Роговой и сказал: "Дальше, Тахир, надо лететь на озеро Ойское". Я - ему: "Ну покажи Леше на карте". Леша Курилович сидел слева на командирском кресле, я как инструктор справа.

Роговой был почему-то без очков, махнул рукой: "Ладно, - говорит, - полетим прямо над дорогой. Дорога всем известная - на Кызыл. Не промажем!" " Ну, ладно, - говорю. - Ясно".

Мы взлетели и полетели на Ойское. Я еще подумал: значит, губернатору надо и дорогу посмотреть. Это потом уже стали рассказывать, что никто нам такую команду насчет дороги не давал. Никто там ничего смотреть не собирался.

Вот, мол, Ахмеров сам выбрал маршрут и полетел по нему. А я, если бы знал, что Александр Иванович до озера больше нигде выходить не будет и смотреть ему ничего не надо, мог вообще трассу по-другому проложить. А так, была команда лететь вдоль дороги, мы и летели вдоль дороги.

Конечным пунктом полета 28 апреля 2002 года было Ермаковское, Тахир Шагизадович. Могли дальше вообще не лететь.

В этом не было ничего особенного. Я по опыту знал, что Александр Иванович одним Ермаковским не ограничится. Обычный радиус полета с губернатором был сто - сто пятьдесят километров. Поэтому, когда 26 апреля позвонили и сказали, что через два дня мы летим в Ермаковское, я сразу спросил: "Куда дальше?" Мне ответили: "На месте разберешься".

Но второй вертолет за вами не полетел и остался в Танзыбее.

Вертолет "Сибавиатранса", по моим данным, должен был лететь в Выезжий Лог. Командиром там был, по-моему, Козель. Накануне нашего полета ко мне подходит Юра Марков из того экипажа и спрашивает: "Шагизадович, ты, где будешь своих пассажиров высаживать?" Я - ему: "Не знаю еще. А что?" Он: "Да вот Абрамовичи (владельцы авиакомпании "Красэйр". - Прим. автора.) на лыжах хотят покататься со склонов".

А я как раз перед своим днем рождения, 18 апреля, летал в Выезжий Лог, в район Манских озер, где тоже исполнял роль канатной дороги: высокопоставленных парней-экстремалов забрасывал на склоны гор, они скатывались, я перелетал вниз и забирал их. Ну и посоветовал Маркову лететь в район Манских озер. Там еще следы от моих лыжников по всем склонам оставались.

Почему они переиграли и решили лететь на Ойское озеро? Вроде бы даже разговора с парнями об этом не было. Хотя потом я видел их план полета, где конечным пунктом назначения значилось - "Озеро Ойское". Выходит, они знали, куда летят. А я - нет!

Подозреваю, что весь Красноярский край знал, что губернатор летит на презентацию горнолыжного курорта.

Ну, может быть. Хотя, в принципе, мы летели на рыбалку. Сначала презентация, потом рыбалка. И грузились соответственно. Удочки у нас в вертолете были.

Они летели восточнее. Я забрал западнее. И вот, когда мы уже упали, они запросили диспетчеров, чтобы те наш 158-й борт вызвали. А нас в воздухе уже не было. Они снизились, пошли вдоль дороги, встретили облачность, развернулись и улетели в Танзыбей. Через какое-то время туда подъехала машина ГАИ и сообщила, что наш борт разбился.

Это было в 10.15 утра - время посадки на Ойском озере, до которого мы не долетели ровно 1800 метров. Можно сказать, разбились на посадочной прямой.

Кстати, о погоде. Тахир Шагизадович, действительно была сильная облачность?

Да я уже тысячу раз рассказывал, что мы с Лебедем разбились при изумительной погоде. Ну натекала облачность в низинки, выше поднимались, все нормально.

Я уже на земле, когда меня из вертолета вытащили, наверх посмотрел, на эту линию ЛЭП. И погодные условия, и видимость были нормальные. НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ПРОИЗОЙТИ ЭТО СОБЫТИЕ НИ ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ! И ПОГОДА БЫЛА НИ ПРИ ЧЕМ.

- "Есть данные, что были сложные погодные условия, очень плохая видимость. Экипаж летел, ориентируясь визуально на дорогу, а не на приборы:" Эти слова принадлежат министру МЧС Сергею Шойгу, и прозвучали они через несколько дней после трагедии.

Если была очень плохая видимость, как мы вообще могли ориентироваться визуально? По словам министра, ничего же не было видно. И потом, когда погодные условия ухудшаются настолько, летный состав продолжать полет не будет. Он набирает высоту, разворачивается и уходит.

Вот только про приказ губернатора не надо. На борту воздушного судна решения принимает командир. Никто ему не может приказать продолжать полет при "очень плохой видимости".

Александр Иванович зашел к нам в кабину в "Соснах", поздоровался, как обычно. По-моему, слегка удивился, что я сижу справа, а не слева - как он привык. Я ему объяснил, что Леша Курилович - командир, я - командир-инструктор, поэтому сижу на месте второго пилота. Но все равно только я несу полную ответственность за экипаж и пассажиров. Так предписано нашими инструкциями и документами.

Александр Иванович не только в этом полете, вообще всегда здоровался с нами, поднимаясь на борт. По окончании полета прощался со всеми за руку - персонально. И все - на этом.

Вот, говорят, мы Лебедя боялись. Груз ответственности, нервы и все такое прочее. Я тридцать лет на вертолетах отлетал. В Эвенкии всю администрацию возил, начиная с главы региона. Люди - разные: были самодуры, были дураки. И хорошие попадались. Но заискивать перед ними я не заискивал и не боялся. Все мы просто - работники. Каждый делает свою работу. Только кто-то краем управляет, а я - вертолетом.

Может, вы нервничали, потому что карта была старая?

Это потом уже, для прокуратуры, для следствия значение имеет - старая карта, новая: Ты можешь хоть по бумажке лететь, нарисуй только на ней маршрут и лети.

Но ведь на вашей карте ЛЭП, ставшая причиной катастрофы, обозначена не была.

Мы, согласно словам Сергея Кужугетовича, летели визуально и линию высоковольтной передачи прекрасно видели, и не упускали ее из вида. Она в горах петляет по обе стороны дороги. Мы ее несколько раз пролетали.

Я еще ребятам сказал, что надо быть внимательными, самое главное - линия ЛЭП. За штурвалом, как только вошли в высокогорную зону, был я.

А там, если ты ездила по той дороге, есть крутой поворот, сразу из-за полки, которая дорогу защищает от камнепадов, снегопадов. Мы вышли из-за полки, смотрю - впереди линия ЛЭП, я увеличил мощность, и мы уже выше проводов проходим - все нормально.

Леша (Курилович. - Прим. автора.) еще мне сказал: "Шагизадович, все, проходим!" Я глянул, линия - под нами. И тут увидел громоотводный провод. Он другой, черный, его сразу видно. Я еще подумал: "Есть же еще один - громоотводный, он же самый верхний".

Как раз его вы и зацепили.

Нет. Мы его не зацепили. Я видел, что громоотводный провод проходит под нами. Мы стали разрушаться над линией ЛЭП, падали, и одна лопасть, оставшаяся, зацепила громоотводный провод. Но это произошло уже, когда вертолет падал. Мы его обрубили и намотали на винт, когда падали.

Стоп, но раньше вы говорили другое.

Писали, согласен, много всякого. Высота опоры линии ЛЭП метров 37, мы начали падать где-то с 45 метров. На этой высоте началось разрушение, и машина пошла вниз.

Когда вы очнулись, что самое первое почувствовали?

Грусть-тоску я почувствовал. Такую тоску:

Открыл глаза: двигатель гудит, кругом железо разбитое. Ни Паши Евсеевского, бортинженера нашего, ни Леши Куриловича уже в кабине не было. По-моему вообще никого не было. Я - последний. Правую руку у меня вырвало из плеча ручкой управления. Она в вертолете связана с автоматом перекоса и с несущим винтом. Мы еще курсантами знали, что при разрушении машины, амплитуда вращения ручки управления такова, что пилоты погибают, наматывая на нее кишки. Все вырывает!

Я, видно, с такой силой держал ее, что лопнула плечевая кость: правая рука висела на сухожилиях и куске кожи. Я отстегнул как-то ремень.

Обе ноги у меня были сломаны в голеностопе (и у Леши Куриловича так же).

Потом появился человек, я ему махнул рукой, еще, по-моему, сказал: "Помоги вылезти".

Меня вытащили, оттащили метров на двадцать, я сказал: "Тушите".

Мне: "Чем тушить?" - "Снегом забрасывайте".

Что загорелось?

Печка. Она так устроена, что работает, даже когда двигатели уже заглушены. У нее своя автономная подпитка, труба выхлопная. Вот в трубе и был огонь. А тут керосин тек, и печка загорелась.

Потом четверо занесли меня в автобус. Я еще смог сесть сам и левой рукой держаться за поручень. Кругом люди сидели, стонали. Двое лежали в проходе, на полу автобуса. Сзади меня Паша Евсеевский сидел.

Я его спросил:

Леша где?

В другой машине?

Потом я спросил: "Лебедя вытащили?"

Вытащили.

Живой. Его уже увезли.

У меня - внутри: "Ну, слава Богу".

Еще спросил, всех ли эвакуировали, есть ли погибшие?

Уже по дороге в Ермаки кто-то сказал: "Двое умерли".

У меня - внутри: ВСЕ!..

Кто вашей жене сообщил о катастрофе?

Телевизор. Сначала ведь прошла информация, что экипаж погиб.

Путаница была страшная. Среди погибших Бахметьева называли, а его вообще в нашем вертолете не было. Просто знали, что Бахметьев часто летал с губернатором, ну и назвали.

Что я жив, Светлане сообщил муж моей младшей сестры Наиль. Он в Кемерово по каким-то своим каналам узнал об этом и позвонил ей в Красноярск: "Тахир жив. Не падай духом".

Нас привезли в Красноярск вечером того же дня. В кармане моей летной рубашки лежали два осколка лампочки с приборной доски, которые хирург в Ермаковском у меня из глаза достал. "На, - говорит, - на память".

Когда он достал осколки, я открыл глаза - вижу нормально. А до этого стекла даже не чувствовал.

Рубашку и все остальные вещи, которые жене передали, она сожгла. Все насквозь в крови было.

Чем сейчас Алексей Курилович занимается?

Болеет. У Леши - слабые кости. Постоянно ломаются. Только снимет гипс, опять перелом. Большой дефицит кальция в организме, что ли? Сейчас опять с аппаратами Елизарова ходит.

А что произошло с Павлом Евсеевским, который умер незадолго до суда?

Не знаю. Не пойму. Паша был на десять лет младше меня. Никто не думал, что нам придется его первым хоронить. Медицинского заключения я не видел. Когда жену его Таню пытал, что там написано, она сказала, что заключения еще нет. Ну, может, позже дали.

Вскрытие производили в Кедровом, где они жили. Я приехал, а его уже увезли анатомировать. Таня рассказывала, что они в гости собирались в тот день. Паше плохо стало на лестнице, когда они домой, на четвертый этаж, поднимались. А до этого ездили в Красноярск, он сам машину вел. Вроде все нормально было. Уже у дверей квартиры, он успел сказать: "Таня, мне плохо". Стал задыхаться, синеть. Она его до дивана как-то дотащила. А он уже совсем посинел:

У Паши, когда мы разбились, был перелом бедра, 15-сантиметровый разрыв печени, диафрагма разорвана, ушибы. Из больницы он даже раньше меня выписался.

Я со своим знакомым врачом приезжал к жене Паши. Она сказала: "По признакам на инсульт похоже". Не верю я в такие инсульты.

Да политика все это. Я не раз говорил, что и смерть Лебедя не считаю ни случайностью, ни несчастным случаем. Есть много технических уловок, которые уже потом можно списать на несчастный случай или на непрофессионализм экипажа. Я и младшему брату Лебедя, Алексею Ивановичу, об этом говорил.

Что он вам ответил?

Ничего, промолчал. Правда, потом заподозревал в том, что я хочу себя выгородить. А мне все эти выгораживания, честно скажу, по фиг.

В суде вы точно так же говорили?

Даже более. У меня только на заключительное слово три дня ушло. Рассказываю, все как было, свою жизнь, а сам вижу - никому это не надо. Да и в том, что меня посадили, какая неожиданность? Шойгу, по-моему, на второй день после катастрофы сказал и про плохую погоду, и про вину летчиков. По этой накатанной дорожке комиссия и работала. Ну, и какие выводы она должна была сделать, кроме тех, что причиной трагедии и гибели людей признаны плохая подготовка экипажа и непрофессионализм летчиков. Версия теракта даже не рассматривалась.

А мы - не пацаны. У меня к тому моменту было 30 лет летного стажа, у Леши Куриловича - 22, у Паши - 15.

Не пацаны тоже падают.

Хочешь, еще одну историю? На заседании комиссии, говорят, один из ее членов, посмотрев видеозапись, заявил, что случившееся - теракт. Вроде даже ссора была. Он уехал, отказавшись от работы в комиссии.

Я, конечно, с этим человеком лично не разговаривал. Все - со слов людей, которые были свидетелями тех или иных разговоров или очевидцами событий.

Но вот другую историю мне лично рассказал атаман казачьего войска в Кызыле, который в тот день ехал из Тувы в Красноярск. Он был одним из первых, кто увидел наш вертолет, лежащим на склоне. У него еще редуктор вращался, даже милицейское оцепление позже выставили. Так вот, Беспалов рассказывал, что вертолет на видеокамеру снимал какой-то мужчина.

Он стал кричать на него, что, мол, людей надо спасать сейчас, а не съемками заниматься. Мужчина, ничего не говоря, повернулся и ушел.

Я говорю: "Так это турист какой-нибудь с видеокамерой из проезжающей машины! Народу-то уйма ехало в тот день на открытие горнолыжной трассы. Праздника ждали". Атаман сильно обиделся.

А еще ты представь. Мы летим, а генеральный директор "Енисейского меридиана" в это время - в Перу, заместитель по организации - в Игарке, начальник межрегионального управления воздушным транспортом - в Саяногорске.

Воскресенье же было.

Ну, губернатор летит, а у всех - воскресенье. Вот и получается, что командир звена Ахмеров взял вертолет и сам организовал полет первого лица края! В отсутствие всех руководителей. Вот потому я - бывший летчик, стрелочник и домохозяин, то есть занимаюсь домашним хозяйством. И все, что я рассказал, - бред сивой кобылы.

Ну, или бывшего летчика.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»