Формирование у детей с овз положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. "формирование потребности к зож у детей с овз" План работы по зож с детьми овз

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Чехлова Элла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №423 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья основ здорового образа жизни
Дата публикации: 06.02.2016
Раздел: дошкольное образование

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Чехлова Э.В., МБДОУ «Детский сад № 423 г. Челябинска» Физическая активность важна в любом возрасте – и в детском, и во взрослом. Но в детском возрасте, когда формируются основные системы растущего организма, когда от того, насколько гармонично развивается малыш, зависит его здоровье на долгие-долгие годы. Поэтому дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с задержкой психического развития) необходимо познакомить и научить пользоваться всеми средствами физического воспитания, которые в дальнейшем помогут ему легко адаптироваться к условиям школьного обучения. Можно ли укреплять и сохранять здоровье ребенка, не занимаясь его физическим воспитанием? Конечно, нет. Движение - естественная биологическая потребность детей, и ограничение этого не только задерживает гармоничное формирование, но и приводит к тому, что в последующие периоды жизни ребенок не может овладеть теми или иными двигательными навыками. Однако следует учитывать, что повышенные нагрузки, не отвечающие физиологическим потребностям растущего организма, могут существенно помешать гармоничному развитию ребенка. Как же удержаться на "золотой середине", с одной стороны - правильно развивая малыша в соответствии с его потенциалом, с другой - не навредив ему чрезмерной нагрузкой? Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов, родителей. Родители и педагоги – должны быть единомышленниками, и вопросы оздоровления решать вместе. Уроки здоровья, консультации, родительские собрания по вопросам оздоровления – это небольшой перечень дел. Двигательная активность в дошкольном возрасте - важное условие для развития ребёнка с ОВЗ и формирования всех органов и систем его организма. Движение приобретает особую актуальность и социальную значимость для физического и психического здоровья детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. С возрастом в распорядке дня ребенка физическая нагрузка будет занимать все большее место, способствовать нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Целью дошкольного воспитания является всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития. Средства физической культуры позволяют воздействовать на все сферы развития ребенка и в том числе на те, которые имеют решающее значение не только для полноценного физического развития, но и для умственного, нравственного, трудового, эстетического. Цель моей работы с детьми с ОВЗ - сформировать у них основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения
элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения своих целей я применяю следующие средства двигательной направленности: физические упражнения; физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная после сна); пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая; лечебная физкультура; подвижные и спортивные игры; массаж; самомассаж; психогимнастика. Ежедневно я использую пальчиковые игры. Они являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Для укрепления зрения я использую следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.) Наряду с традиционными формами работы я провожу с детьми с ЗПР самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. С детьми, после дневного сна, провожу корригирующую гимнастику (для профилактики и коррекции плоскостопия).
В течение дня мы с детьми изыскиваем минутку, чтобы доставить им удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка. Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей: регулярные прогулки на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, фитотерапия, аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, подвижные игры. Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И поэтому я, в своей работе с детьми, стараюсь как можно больше находиться на свежем воздухе. Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс вдыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Но в связи с тем, что увеличилось количество детей с аллергией, я беру разрешение у каждого родителя на проведение «Аромотерапии». Таким образом, все эти средства позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить их к здоровому образу жизни. Теперь мы единомышленники, педагоги и родители, имеют одну цель – воспитать здоровых детей.

Доклад

Петенева Л.И.

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.

Сухомлинский В.А. писал: «Забота о здоровье» - это важнейший труд воспитателя. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ последние годы стремительно набирает темпы. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Среди множества задач, стоящих перед воспитанием в коррекционнойшколе для детей с ОВЗ, прежде всего, стоят задачи коррекционно-компенсаторные, образовательные, воспитательные и лечебно-оздоровительные. Поэтому применение системы оздоровительного воспитания является одним из наиболее действенных средств компенсации недоразвитых функций. Весь коррекционно-воспитательный процесс построен, основываясь на использование сохранных функций, но при этом максимально полно учитывая потенциальные возможности развития ребенка. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Считаю, что результатом работы с детьми в школе является осознание ими положительного влияния соблюдения правил личной и общественной гигиены, значения занятия спортом для творческих и жизненных успехов человека, осознание опасности вредных привычек для жизни и здоровья.

Школа - интернат как социальная среда, в которой находятся дети с ОВЗ, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня, выполнений домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состояниям и адаптивностью ученика. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Одна из задач, которую ставим перед собой, можно озвучить так: « Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья». Значит, проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина! Если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. Оздоровительная работа на внеклассных мероприятиях необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников. Поэтому наша педагогическая деятельность направлена на сохранение и укрепление здоровья детей формирование их взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Право ребенка на здоровье закреплено в международных и государственных законах и нормативно-правовых актах. Долг и обязанность всех взрослых - не только соблюдать, уважать и защищать это право, но и вооружать ребенка необходимыми знаниями о собственном здоровье, готовить к достойной жизни в обществе.

Актуальность.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. От того, как мы, взрослые, будем заботиться о здоровье ребенка, как научим его быть здоровым, зависит его дальнейшая жизнь. Особую социальную значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск эффективных методов оздоровления детей в условиях детского сада.

Одним из таких методов является, на наш взгляд, метод проектов. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Мы обратились к проектной деятельности по ряду причин. Во-первых, проектная деятельность развивает научно-познавательное и практически-деятельное отношение к окружающей действительности. Во-вторых, именно проектная деятельность позволяет поддерживать детскую инициативу. В-третьих, все участники проектной деятельности /дети, педагоги, родители/, приобретают опыт продуктивного взаимодействия.

Анализ ситуации в нашей группе показал:

  • дети мало информированы о своём здоровье, о том, от чего зависит здоровье человека;
  • не умеют применять свои знания в повседневной жизни;
  • не понимают важности соблюдения режима дня, мало знают о пользе витаминов, не всегда тщательно моют руки; пользуются носовым платком только при напоминании; нарушают элементарные гигиенические правила: берут пальцы и игрушки в рот, грызут ногти.

Родители уделяют недостаточное внимание здоровью ребёнка:

  • не соблюдают режим дня;
  • в выходные дни спать ложатся поздно, много времени позволяют ребёнку проводить за компьютером;
  • одежда ребёнка не всегда соответствует сезону;
  • питание дома зачастую неполноценное;
  • гигиенические процедуры во многих семьях проводятся нерегулярно.

Данные причины обусловили создание проекта «Мое здоровье».

Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный (1 месяц).

Участники проекта: подготовительная группа детского сада (дети 6-7 лет), педагоги, родители.

Проблемный вопрос: Как научиться не болеть?

Цель: учиться сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

  1. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его.
  2. Учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
  3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Продукт проекта: Совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».

1-подготовительный - выявление проблемы, определение задач, изучение методической литературы

2-практический - организация деятельности по реализации проекта

3-результативный - совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».

Ожидаемые результаты:

  1. Осмысленное усвоение навыков здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.
  2. Более серьёзное отношение родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребёнка.

Методы реализации проекта.

  1. Практические

Организация режима двигательной активности, режима проветривания в группе

Пальчиковые игры

Физкультминутки

Упражнения на дыхание

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Игра сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная

Опыты и наблюдения

  1. Словесные

Чтение художественной литературы

Консультации

Рассказывание

Инструкции

Словесные игры

  1. Наглядные

Оформление коллективных альбомов

Сбор фотоматериала

Рассматривание иллюстраций

Информационные стенды, папки-передвижки, буклеты

Личный пример взрослых

  1. Наше тело. В здоровом теле - здоровый дух!
  2. Гигиена. От простой воды и мыла у микробов тает сила!
  3. Питание. Никогда не унываю и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, В, С!
  4. Физкультура. Кто с физкультурой дружит, никогда не тужит!

Для успешной реализации проекта нами собраны рабочие материалы: планирование проекта, вопросы для ситуативных бесед с детьми, стихи, загадки, сказки, игры-фантазии, рекомендации родителям, конспекты занятий.

Примерные формы организации деятельности.

3 неделя проекта. ПИТАНИЕ.

Девиз недели: Никогда не унываю и улыбка на лице,

Потому что принимаю витамины А, В, С!

  1. Артикуляционная гимнастика /по рекомендациям логопеда/
  2. Пальчиковая игра «Этот пальчик самый…»
  3. Упражнения на дыхание «Горячее молоко».
  4. Гимнастика для глаз. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. /5 раз/
  5. Физкультминутки «Капуста», «Лень отбросим».
  6. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи и фрукты», «Угадай на вкус», «Полезно-вредно».
  7. С-Р игра «Семья».

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Линевская школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Искитимского района Новосибирской области.

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Воспитатель 9 класса: Фильчакова Ю.М.

2016г

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:

  1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
  2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
  3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;

Общая трудоспособность;

Двигательная активность;

Закаливание;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

Правильное питание.

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Трудолюбие;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам - нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.

Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры - это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.

Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, «Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег - эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

Список литературы:

1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.

2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.


1

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. В результате проведения анализа по развитию здорового образа жизни у детей выяснилось, что очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Учитывалось и то, что для правильного формирования образа жизни нужно ставить три основные цели: глобальную, дидактическую, методическую. В связи с этим происходит определение основных составляющих компонентов здорового образа жизни – физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Важно уметь организовать работу для правильного формирования знаний и умений о здоровом образе жизни.

физическая культура.

валеология

личная гигиена

здоровый образ жизни

1. Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. – 1999. – № 1–2. – С. 42-46.

2. Вернер Д. Реабилитация инвалидов. – М., 1995. – 68 с.

3. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М., 1996. – С. 79-81.

4. Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 1. – С. 67-71.

5. Коноплина Л. Л. Жить инвалидом, но не быть им. – Екатеринбург, 2000. – 90 с.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития инклюзивной образовательной системы современной школы. Важной задачей данного направления является подготовка образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность, в том числе и деятельность по ведению здорового образа жизни.

Обучить здоровому образу жизни - организовать целенаправленный, систематический процесс для укреплении здоровья детей. Правильная организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесберегающих факторах и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих, сформирует понятие о вредных привычках .

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья. Данные навыки впоследствии превратятся в наиболее важный компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование и развитие здорового образа жизни всего общества. За физический потенциал ответственны физическое воспитание, спорт, здравоохранение, система рекреации и т.д.

Общеизвестно, что здоровье - одна из важных социальных ценностей современного общества. Следовательно, основной целью исследования являлось определение путей развития и формирования здорового образа жизни. Очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Чтобы правильно его сформировать, нужно определить еще три немаловажных цели:

  • глобальную - обеспечение психического и физического здоровья детей в системе инклюзии;
  • дидактическую - вооружение дошкольников и школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению трудоспособности и здоровья;
  • методическую - овладение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики психических расстройств, соматических заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ .

Большая ответственность за достижение этих целей формирования и развития здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу, но вместе со школой активно должна взаимодействовать семья, в которой растет этот ребенок. Именно в школе под контролем учителей, педагогов ЛФК формируется алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться. Первоначально нужно познакомить детей с понятием «здоровый образ жизни».

Знакомство с информацией о здоровом образе жизни осуществляется в семье, а относительно образовательных учреждений, информирование об этом осуществляется уже с детского сада, а затем в школе. Воспитатели сообщают детям о правилах личной гигиены, правильном питании и проводят предметные занятия, прогулки на свежем воздухе. Повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности возможно только при тесном взаимодействии, взаимопонимании с родителями. Известно и научно доказано, что у детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт их применения в реальной жизни, иначе они будут утрачены. Следовательно, родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами и понимать, что важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

Необходимо формировать у детей с ограниченными возможностями умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных символов.

В настоящее время в практику работы школ и детских садов широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся с ограниченными возможностями. Чаще стали проводиться дни Здоровья, которые способствуют развитию двигательной активности, коммуникативных навыков и оздоровлению организма.

Уже в группе предшкольной подготовки дети с ограниченными возможностями и обычные дети более подробно узнают информацию на уроках валеологии, экологии, ознакомлении об окружающем мире, о режиме дня, физической нагрузке и других составляющих здорового образа жизни.

Для плодотворного и правильного ведения здорового образа жизни дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающим, помимо систематического наблюдения, индивидуальные программы обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать главным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Это может выражаться не только через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, но с использованием ароматерапии, функциональной музыки, психогимнастики, тренингов, а также в работе с семьей - проведение практических занятий с родителями на тему.

У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Очень важно найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями. Особенно большое внимание необходимо обращать на коррекцию личности этих детей. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Главное - привлекать детей к различным видам спорта.

Основными составляющими компонентами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями .

Основная цель привлечения детей с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья . Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

При организации данной работы выделяются основные направления:

Создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

Открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

Разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

Подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

Разработка и издание специализированных методик и программ .

Занятия спортом преследуют несколько целей:

1. Спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья.

2. Как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие.

3. Как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права.

4. Коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования .

Активизация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Таким образом, важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями при формировании здорового образа жизни является сохранение и укрепление здоровья детей, защита их прав. Эффективность деятельности по формированию ЗОЖ и безопасного поведения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников. Детям с ограниченными возможностями необходимо помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом.

Рецензенты:

Абильдина С. К., доктор педагогических наук КарГУ им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Мухтарова Ш. М., доктор педагогических наук КарГу им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Максименко Т.А., Тебенова К.С., Боброва В. В., Сакаева А. Н. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8235 (дата обращения: 06.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»