Отношение к женщине в современном обществе. Основные проблемы современной женщины. Роль верной супруги

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
1

1. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Вейнингер, О. Пол и характер. Принципиальное исследование. – М., 1992.

3. Здравомыслова, О. Статус и карьера женщины в современных условиях. – М., 2000.

4. Зуйкова, Е.М., Ерусланова, Р.И. Феминология: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

5. Платон. Соч. Т.3. Ч.1. – М., 1971.

6. Пронин, А.А. Положение женщин в современной России: общая характеристика. – М., 2000.

7. Черняк, Е.М. Социология семьи: перспективы развития института. – М., 2000.

Актуальность исследования. Женщина на протяжении долгих столетий была хранительницей домашнего очага, в то время как всё, что имело отношение к внешнему миру, брал на себя мужчина. Это, естественно, давало ему право считать женщину намного ниже себя по статусу. Но в наше время технологического прогресса, научных открытий и феминизма ситуация кардинально изменилась. Женщина в современном обществе имеет совсем иной статус и призвание, у нее появились другие ценности и потребности, которые заставляют пересмотреть взгляды на женскую роль в сегодняшнем мире.

Роль женщины в современном обществе уже не ограничивается выполнением обязанностей по дому, уходом за детьми, их воспитанием и служением законному супругу. Теперь такая позиция считается устаревшей, и женщины, все еще выбирающие ее, воспринимаются как сторонницы консервативных убеждений, которые чуть ли не добровольно отдают себя в рабство мужчине. На самом деле такой подход ошибочен в конкретных ситуациях, когда представительница слабого пола видит свое призвание в сохранении семейных ценностей и не стремится отделять свои собственные достижения от успехов супруга. Ведь воплощение личных амбиций, карьерный рост и статус независимости хотя бы в финансовом плане прельщают далеко не всех и по сей день. Многие женщины не выделяют данные критерии самоцелью, предпочитая всецело служить семье. Но тут выступает другая крайность, поскольку положение женщины в современном обществе сегодня рассматривается не только в качестве домохозяйки, верной жены и хорошей матери. Часто получается, что родные и близкие девушек, а в первую очередь их родители, еще с подросткового возраста внушают им, что в жизни главное - не крепкая семья, а устойчивый социальный статус. Следовательно, прежде чем посвящать себя браку, нужно прочно стоять на ногах и быть независимой в финансовом плане. Доводами в данном вопросе выступают предостережения, что если вдруг супруг покинет семью, если дети останутся без отца, если случится еще что-то страшное, женщина должна быть к этому готова. На самом деле положение женщины в современном обществе предполагает подобные опасения, ведь сегодня развод не считается чем-то предосудительным или катастрофическим. Так что вероятность разрушения брачных уз растет с каждым годом: люди становятся категоричнее и зачастую не желают терпеть даже малейших неудобств в брачном союзе.

Получается, что задача женщины в современном мире - это в первую очередь достижение успехов в работе, карьерный рост, материальная независимость и лишь потом статус жены и матери. Таким образом, происходит так называемая переоценка ценностей, что в свою очередь приводит к переосмыслению значения семьи и супружеских отношений в жизни слабого пола.

В связи с тем, что социальная роль женщины в современном обществе за последние десятилетия претерпевает радикальные изменения, естественно, меняются также статусы представительниц слабого пола. Так, психологи-современники склонны рассматривать следующие основные категории женщин: лидеры, карьеристки, домохозяйки, обладательницы свободных профессий. Женщины-лидеры по чертам характера во многом напоминают мужчин: они целеустремленные, уверены в собственных силах и всего добиваются самостоятельно, не надеясь на чью-либо помощь. Самореализация - это главная цель карьеристок, которые на первое место всегда ставят работу и достижение успехов в карьере. Только после таких результатов они могут себе позволить размышлять о создании семьи и планировании детей. Статус женщины в современном обществе, которая выбрала роль домохозяйки, как правило, рассматривается сегодня не с лучшей стороны.

Изучение роли женщины в обществе необходимо будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне. Полученные знания будут способствовать формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств студентов.

Многие исследователи отмечают, что мужчина становится мужественным, а женщина — женственной в процессе усвоения ими соответствующих ролей, принятых в данном обществе. Однако было бы нелепым полагать, что роль — это исключительно социальный норматив, внедренный в сознание индивида. Во многом она определяется и неосознаваемыми мотивами поведения, различными у мужчин и женщин.

В научный оборот термин «роль» ввели в 1920-1930-е гг. Дж. Мид и Р. Линтон. Дж. Мид при изложении своих концепций применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. Фактически понятие роли было взято из сферы театра, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения.

Статус, по мнению Р. Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие «роль» используется учёным для описания всего разнообразия культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. Роль, таким образом, включает установки, ценности и поведение, предписываемые обществом для каждого, имеющего определенный статус. В связи с тем, что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, т. е. тем, что индивид должен сделать для оправдания занимаемого им статуса .

Социальная роль представляет собой функцию разноуровневых явлений объективного и субъективного порядка, которые находят отражение в ролевом поведении личности .

Положение женщины в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли.

Значительный вклад в определение роли места женщины в обществе внес А. Бебель. В своей книге «Женщина и социализм» он дал глубокий анализ путей социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью.

В современном обществе, постоянно претерпевающем изменения в сфере социума и культуры, «женский вопрос» чрезвычайно актуализировался: положение женщины все более зависит от ситуации в обществе, от того, как быстро и успешно идет социально-культурная реформа и реформа правовых аспектов жизни, развитие светских начал внутри института семьи.

Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» его стороной. Сохраняется дискриминация женщин в латентной форме, следствием которой выступают устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин .

Современные тенденции социально-культурного развития общества, характеризующиеся глобальностью и социальной насыщенностью, динамичностью и самое главное - формированием нового, отвечающего запросам общества статуса женщины, предоставили возможность иначе оценить её роль в обществе. Семья - институт чрезвычайно консервативный, изменений в нем происходит сравнительно мало. Главным изменением, которое произошло в российской семье за последнее время, по словам О. Здравомысловой, является позиция женщины. Ее все возрастающую общественную и профессиональную активность называют иногда «тихой революцией XXI века» .

В современной России наметилась и бурно развивается новая для нее тенденция — женская эмансипация. Интересно, что женщины, имеющие традиционную семью, оказываются более успешными в бизнесе, чем одинокие.

Новые типы женщин значительно изменили социально-демографическую структуру общества. Появление их доказало, что за прошедшие годы традиционные представления россиян о счастье и процветании для молодой женщины радикально изменились.

Велика роль женщины и в науке. Поскольку мужчины и женщины по-разному воспринимают мир, их научные открытия отражают разное восприятие действительности, и необходимо учитывать эти особые женские качества.

В настоящее время наиболее популярной становится такая модель семьи, где женщина также как и мужчина, ставит на первое место карьеру и лишь потом семью. Второе на что стоит обратить внимание, затрагивая роль женщины в социуме — это то, что женщина стремится к финансовой независимости.

Согласно данным, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения по проблеме «Социальная роль женщины в современном обществе», большая часть опрошенных респондентов полагают, что права мужчин и женщин равны, и каждый из них должен обладать правом на свободу выбора и деятельности, а также распределение семейных обязанностей (63% опрошенных респондентов). Между тем, 33% респондентов отмечают, что возрастает уровень дискриминации прав женщин в профессиональной сфере. 46% опрошенных полагают, что в сфере власти недостаточное количество женщин, это выступает причиной дискриминации статуса и социальной позиции женщины. 61,5% респондентов склонны доверять и искать поддержки в лице специалиста-мужчины, нежели женщины, что объясняется наличием более высокого уровня управленческих и профессиональных качеств у мужчин, нежели женщин-специалистов. Тем не менее, 70,2% опрошенных утверждают, что лучшая реализация для женщины - следовать своему естественному предназначению, рожать и воспитывать детей, хранить семейный очаг .

Особо стоит отметить, что сегодня женщина не может позволить себе ограничиться лишь одной социальной ролью, будь то мама или бизнес-леди. Наиболее приемлемо сочетание ряда статусных позиций, ролей как на уровне института семьи, отношений внутри семьи, так и внутри общества как макроинститута. Современная женщина стремится гармонично сочетать и успешно реализовывать те социальные роли, которые для неё важны и интересны.

Радикальные социокультурные трансформации в институте семьи, в первую очередь, повлияли на такие демографические показатели, как состояние брака и семейных отношений, на сферу отношений между супругами, распределение и достижение статусно-ролевых позиций.

За последние 3 года наиболее распространенными гендерными стереотипами выступают:

«женщина более адаптирована к умственному и физическому труду, нежели мужчина» (63,2%);

«самореализация и личностный рост современной женщины полностью зависимы от ее продвижения по карьерной лестнице» (50,4%);

«социальная роль современной женщины в большей степени сводится к профессиональной самореализации, нежели к семейным ролевым позициям» (30,8%);

«в ценностной иерархии современной женщины доминирует карьерный рост и материальная стабильность» (10,5%);

«современная женщина вступает в брак по достижении 25-30 - летнего возраста» (48,1%);

«современная женщина ценит свободу прав и обязанностей» (10%);

«у современных женщин чаще от 1 до 2 детей, за редким исключением - детей нет» (52%) .

Социокультурные изменения статусно-ролевых позиций женщины, так или иначе, затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия. Несмотря на это, традиционные статусно-ролевые позиции женщины остаются доминирующими, создающими атмосферу благоприятного развития и самореализации личности женщины в поле современной социальной действительности.

Для проведения эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:

  1. тест «Кто я?», состоящий из двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т.В. Румянцевой);
  2. опросник С. Бем по изучению маскулинности и фемининности .Социальные роли были распределены следующим образом:

Результаты исследования по методике «Кто я?» показали, что ответы студенток совершенно разные, и это говорит о том, что каждая из них выбирает, или уже выбрала свою индивидуальную жизненную позицию. Среди ответов студенток ярко проявлены социальные роли и индивидуализированные характеристики.

1) гендерные роли, включающие семейный статус личности:

Бакалавры:

дочь- 12 (80%)

девушка- 8 (53.3%)

будущая мать- 5 (33.3%)

сестра - 4 (26.6%)

будущая жена - 3 (20%)

хозяйка - 2 (13.3%)

Клинические психологи:

дочь- 9 (60%)

девушка- 8 (53.3%)

будущая мать- 3 (20%)

сестра - 3 (20%)

внучка - 1 (6.6%)

тетя - 1 (6.6%)

желанный ребенок - 1 (6.6%)

2) профессиональные роли:

Бакалавры:

будущий медработник - 2 (13.3%)

повар - 1 (6.6%)

Клинические психологи:

танцор - 2 (13.3%)

будущий психолог - 2 (13.3%)

актриса - 1 (6.6%)

3) другие социальные роли:

Бакалавры:

студентка - 11 (73.3%)

личность - 10 (66.6%)

человек - 9 (60%)

друг - 9 (60%)

староста - 1 (6.6%)

соседка - 1 (6.6%)

Клинические психологи:

студентка - 12 (80%)

личность - 7 (46.6%)

человек - 15 (100%)

друг - 3 (20%)

староста - 1 (6.6%)

индивид - 2 (13.3%)

подросток - 1 (6.6%)

Индивидуализированные характеристики представлены:

1) определения, раскрывающие особенности и качества личности:

Бакалавры:

красотка - 4 (26.6%)

истеричка - 2 (13.3%)

умничка - 3 (20%)

брюнетка - 1 (6.6%)

добрая - 1 (6.6%)

рыжая - 1 (6.6%)

хорошая -1 (6.6%)

Клинические психологи:

мыслитель - 2 (13.3%)

красавица - 1 (6.6%)

слушатель - 1 (6.6%)

активистка - 1 (6.6%)

меланхолик - 1 (6.6%)

5) метафорические определения:

Бакалавры:

Я - это я - 3 (20%)

никто - 2 (13.3%)

зайка - 1 (6.6%)

солнышко - 1 (6.6%)

Клинические психологи:

Я - это я - 4 (26.6%)

надежда - 1 (6.6%)

лист бумаги - 1 (6.6%)

Таким образом, видим количественное преобладание социальных характеристик над индивидуальными, причём первые позиции в ответах занимали гендерные роли, которые относятся к типу предписанных ролей.

Студенты определяют свою позицию по отношению к системе существующих нормативных предписаний о должном поведении женщин в социуме, что помогает выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения гендерных ролей.

Гендерные роли, как мы знаем, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности.

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке С. Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей.

Исследование фемининных и маскулинных качеств по методике С. Бем показало существенные различия проявления данных качеств в двух группах респондентов:

Бакалавры:

андрогинность - 12 (80%)

фемининность - 2 (13.3%)

маскулинность - 1 (6.6%)

Клинические психологи:

андрогинность - 1 (6.6%)

фемининность - 10 (66.6%)

маскулинность - 4 (26.6%)

Феминностъ, как можно заметить, наиболее выражена у студентов специальности «Клиническая психология», что говорит о наличии покорности, мягкости, исключения насилия. Но и маскулинность тоже проявляется больше у клинических психологов, сигнализируя о силе и агрессии, присущих данной группе респондентов.

Для студенток с ярко выраженными фемининными качествами характерны доброта, мягкость, гуманность, демократизм, уступчивость, чувствительность, застенчивость. Они ближе к природе, отрицательно относятся к насилию, более остро переживают грубость, несправедливость, более отзывчивы к чужим переживаниям; легче поддаются воспитанию, адаптации, менее требовательны к новаторству, более четко определяет свое отношение к семье. Характерна разумная умеренность, стремление к активному общению. Однако они не лишены и негативных качеств, среди которых забывчивость, несдержанность, истеричность, нервозность, ярко выраженное состояние депрессии, вспыльчивость, завистливость, болтливость и др.

Студентки с маскулинными чертами независимы, находчивы, сообразительны, напористы, склонны к риску, изобретательны, умеют адаптироваться к новым условиям, активны в психической деятельности, проявляющейся в стремлении к самоутверждению и самовыражению, их мышление более абстрактно, они в основном ориентируются на работу, учёбу, а не на семью. К негативным чертам следует отнести агрессивность, авантюризм, сарказм, неспособность проявлять эмоции.

Андрогинность, свойственная бакалаврам, проявляется в сочетании психологической маскулинности и фемининности. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Бакалаврам в большей мере свойственна ситуативная гибкость (т.е. способность быть настойчивым или центрированным на интересах других в зависимости от ситуации), высокое самоуважение, мотивация к достижениям, субъективное ощущение благополучия. Мы согласимся с Бем в том, что андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает возможность построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими гендеру.

Положение женщин является своеобразным барометром, чутко реагирующим на происходящие в обществе демографические, экономические, экологические и политические изменения.

Современная женщина независима во всех сферах жизни: она самостоятельно планирует собственную жизнь, получает высшее образование и право на трудовую деятельность, сама решает выходить ли ей замуж или жить в гражданском браке, она выбирает себе мужчину, имеет право на сексуальную свободу и на контроль над рождаемостью.

Современные девушки потеряли чувство материнства, то что в них было заложено с самого начала. Они поставили на первый план карьеру, а семья для них потеряла смысл. Это опасно тем, что пройдёт деторождаемый возраст - время, которое уже невозможно будет вернуть, и женщина потеряет шанс стать матерью.

Проведённые исследования определяют, что современной девушке важно чётко осознавать свою роль в обществе и следовать ей. Соответственно, в вузе необходимо создать для этого условия, которые помогут студенткам гармонично сочетать и успешно реализовать те социальные роли, которые им важны и интересны.

Библиографическая ссылка

Мороз В.А., Аверкина Т.О. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 726-731;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10661 (дата обращения: 08.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Реферат выполнила: уч-ца 10класса «А» Васильева Н.

Министерство образования Российской Федерации.

Средняя общеобразовательная школа № 34.

г. Хабаровск

«Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального строя совершается пропорционально уменьшению свободы женщин».

Франсуа Мари Шарль Фурье (1808 г.)

О роли женщин в современном обществе.

Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины и не сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского, ведь положение женщин словно лакмусовая бумажка выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Как известно, в доисламские времена женщины являлись собственностью мужчин и их положение было немногим лучше участи домашних животных: к примеру, вдовы были тогда всего лишь частью общего наследства и наследник сам решал, то ли ему жениться на них, то ли попросту продать, ну а арабы-бедуины вообще считали рождение девочки большим несчастьем и нередко либо приносили этих несчастных в жертву своим мнимым языческим «божествам», либо просто зарывали живьем в песок, чтобы не тратиться на воспитание. Причем такая зверская жестокость по отношению к женскому полу наблюдалась в те далекие времена практически повсеместно. Но сегодня мы воочию видим, как многие женщины обладают пытливым и ясным умом, а также весьма высокими деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния.

Общеизвестно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине 19 века, тогда как Ислам почти пятнадцать веков тому назад открыто провозгласил полную финансовую самостоятельность женщины и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своими ценностями, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. Однако, несмотря на это, нам известно что в некоторых отсталых странах женщины по-прежнему находятся в тяжелом положении, угнетаются и унижаются, но нужно понимать, что это связано вовсе не с мудрыми установлениями Ислама, а, напротив, с дремучим невежест-вом, пренебрежительным отношением к его религиозным заповедям и основополагающим принципам со стороны тамошних мужчин, которые, в силу этого печального обстоятельства, являются, с точки зрения Шариата, вовсе не истинными мусульманами, а жестокосердными варварами. В отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкури-ровать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, хотя это, конечно, далеко не всегда хорошо. Я глубоко убеждена, что особым почетом в нашей стране должны быть окружены именно женщины-матери и женщины-труженицы, поэтому государству необходимо раз и навсегда решить проблему их всесторонней и действенной поддержки. Со временем наша страна вообще должна стать для всего мира примером гуманного и бережного отношения к вопросам материнства и детства, образцом равноправия мужчин и женщин во всех без исключения сферах жизни общества.

Как часто мужчины, будучи убеждены, что этот мир находится у нас на попечении, не помним о том, что сами-то мы от рождения и до последнего дыхания находимся на попечении у женщин, нередко забываем, что помимо основной нагрузки на работе, они всю жизнь несут на своих хрупких плечах еще и изнурительную тяжесть нашего повседневного быта, а ведь большинство мужчин, будучи приставленными к повседневным домашним обязанностям, по всей вероятности очень быстро протянули бы ноги. Шутка, конечно, однако лично у меня не вызывает сомнения то, что в житейском плане наши женщины намного выносливее мужчин, а кроме того намного чувствительнее и конечно же намного добрее, поэтому, наверное, если бы женщины все-таки правили миром, то на свете было бы гораздо меньше войн, ведь только дающие по воле Всевышнего жизнь доподлинно знают ее настоящую цену. Отрадно, что женщины нашей стараются решать свои проблемы сообща, что им присуще чувство единения для защиты своих интересов и поэтому долг мужчин - помочь им в этом важном и необходимом деле, поскольку женские проблемы, по целому ряду вполне объективных причин, не могут быть разрешены одними женщинами. В целом, все наше общество должно постоянно заботиться о женщине-матери, женщине-труженице, для чего необходим целый комплекс социально-экономических, научно-технических и духовно-нравственных мер, что, в свою очередь, даст возможность нашим женщинам обрести всеобъемлющее чувство социальной защищенности и всемерно проявлять свою деловую, творческую активность. Меня искренне радует возрастающая активизация женского бизнеса и предпринимательства, продвижение женщин по службе в коммерческих фирмах и органах государственного управления, тем не менее, в этом вопросе необходимо также оказать им всестороннюю поддержку, создав необходимые предпосылки для того, чтобы их продвижение по служебной лестнице не было обусловлено исполнением всевозможных внеслужебных поручений и непристойных притязаний со стороны руководителей-мужчин.

На сегодняшний день женщинами нашей страны созданы многочисленные общественные организации и фонды, регулярно проводятся всевозможные благотворительные акции, марафоны и фестивали, тем не менее, очень многое в этой важной области нам еще только лишь предстоит для них сделать. В частности, я глубоко убеждена в необходимости осуществления дальнейших комплексных научных исследований по женской проблематике, укреплению социально-правовой защиты семьи и ее нравственного потенциала, развитию социальной инфраструктуры, системы профессиональной реабилитации и переподготовки женских кадров, и, конечно же, многое, многое другое. Но также есть и такое понятие, как

Социальная дискриминация женщин - ограничение или лишение прав по признаку пола всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политичес-кой, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».

Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним. А сейчас немного истории нашей страны:

В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции основное направление движения к равенству мужчин и женщин шло через экономическое освобождение женщин, установление юридического равноправия в семейных, трудовых отношениях, создание системы льгот трудящимся женщинам. Советское государство отменило прежнее законодательство, закреплявшее дискриминацию женщины, предоставило ей равные права с мужчиной, открыло доступ к образованию. Государство признало своей обязанностью заботу о материнстве и детстве. В декабре 1917 года был создан специальный отдел по охране материнства и младенчества. В конце 1917-начале 1918 года был принят ряд декретов, направленных на охрану труда женщин. Запрещалось использовать женский труд на подземных и некоторых других тяжелых работах, в ночные смены, а также сверхурочно. Декретом ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 22 декабря 1917 года было введено денежное пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение 8 недель до родов и 8 недель после родов. Этим же декретом предусматривалось, что работнице в период кормления ребенка могло быть выплачено пособие в размере от одной четверти до половины ее заработка в течение 9 месяцев после родов. В последующем также было принято значительное число нормативных актов о труде женщин, о льготах, предоставляемых им в период материнства.

С тех пор наша страна значительно продвинулась в деле обеспечения юридического и фактического равенства женщин и мужчин.

Однако по мере все большего вовлечения женщин в общественное производство, развития новых отраслей промышленности, связанных, в частности, с применением химических веществ, стали проявляться негативные тенденции и противоречия.

Уже в 60-х годах специалисты обратили внимание на снижение рождаемости в стране, чрезмерную загруженность женщин в народном хозяйстве и в сфере быта и, как следствие этого, ухудшение здоровья самих женщин и новых поколений. К специфической женской проблеме стали относить увеличение числа разводов и рост безнадзорности детей.


Введение.

1. Представления о социальном статусе и правах женщин.

2. Оценка достигаемых женщинами результатов.

3. Социальные представления о предназначении и женщин в обществе.

4. Феминизм как движение женщин за свои права.

Заключение.

Список литературы

Введение

Общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся веками стереотипов, т. е. убеждений. Эти стереотипы распространяются и на младенцев, хотя они не успели еще обзавестись мужскими и женскими чертами характера. Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

Положение женщин и мужчин в обществе проблема сложная и многоплановая. Уже изначально можно говорить о том, что положение женщины в обществе далеко не равно положению мужчины. Какую роль играла и играет сейчас женщина в обществе? Что произошло с понятием «женственности» за несколько столетий? Как сейчас трактуется понятие «пола»? Данную проблему можно анализировать с разных сторон, однако в данной работе предпринята попытка рассмотреть, как само общество рассматривает и оценивает положение женщины, ее статус, возможности, права и обязанности.

1. Представления о социальном статусе и правах женщин

Как считал Ф. Энгельс, смена матриархата патриархатом стала всемирно-историческим поражением женского пола, в результате которого женщина превратилась в рабыню мужских желаний, стала занимать подчиненное положение по отношению к мужчине.

Еще Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.

Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. В индийских «Законах Ману» говорится, что в детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности - мужу, после смерти мужа - сыновьям и что женщина никогда не должна быть свободна от подчинения. В Коране написано, что мужья стоят над женами за то, что Аллах дал первым преимущество над вторыми. В Библии можно прочитать: «Да убоится жена мужа своего», «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу».

В христианском учении женщина - это источник зла, корень всех грехов, «ворота, через которые входит дьявол»; ведь именно из-за Евы началось грехопадение человечества в лице Адама. Неслучайно именно женщины составили основной контингент жертв инквизиции. Римский поэт Ювенал в своей сатире говорил, что нет тяжбы, в которой причиной ссоры не являлась бы женщина. Всем известно выражение Cherches la femme - ищите женщину. Так, по слухам, говаривал в XVIII в. поручик парижской сыскной полиции Габриель де Сартин в тех случаях, когда не удавалось найти мотив того или иного преступления. С тех пор это принцип неоднократно декларировался в литературных произведениях.

Ж.-Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить от него все, даже несправедливость. Естественным предназначением женщины он считал нравиться мужчине.

Неудивительно, что когда Французская революция, ставившая своей задачей уничтожение всякого неравенства, провозгласила Декларацию прав человека и гражданина, в ней не нашлось места женщинам. Поэтому в 1789 г. Олимпия де Гуж разработала Декларацию прав женщины и гражданки, требуя распространить права человека и политические права и на женщин.

Взгляд на женщин как на существа подчиненные, ущербные проглядывает во многих работах даже первой половины XX в. К. Юнг писал, что женщина всегда стоит там, где падает тень мужчины, поэтому ему очень легко их перепутать. Его удивляло и озадачивало то, что женщины думают, а не чувствуют, работают, а не сидят дома с детьми, носят брюки, а не юбки. Он заявлял, что интровертные чувства в основном свойственны женщинам и объяснял этим поговорку «в тихом омуте черти водятся». Описывая женщину, захваченную анимусом, как слишком уверенную, склонную к спорам, приверженной фактам, К. Юнг называет ее «плохим созданием мужчины».

Имеются также данные, что женщина может работать, только обладая в большей степени мужскими чертами, и что даже это не должно слишком сильно мешать выполнению ею роли жены и матери, которая соответствует ее женским и биологическим потребностям. Единственное исключение Хардинг делает для работающей женщины, когда она должна оплатить учебу мужа.

Возможности получения образования. В Европе и Америке мальчики и девочки имеют практически одинаковые возможности для получения полноценного школьного образования. Однако в большинстве стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии мальчиков в школе больше, чем девочек. Объясняется это и низким уровнем жизни, и тем, что в этих странах брак в подростковом возрасте, особенно для девочек, скорее норма, чем исключение. В ряде стран (Нигерия, Чад, Пакистан) дискриминация девочек в сфере образования выражена очень отчетливо: менее половины из них переходят в 5-й класс и только 12 % учатся в средней школе. Лишь половина взрослых женщин обладают элементарными навыками чтения, письма и счета. Талибы в Афганистане запретили учиться в школе девочкам старше 12 лет. Даже в такой развитой стране, как Япония, мужчин, получивших высшее образование, на 1991 г. было в 3 раза больше, чем женщин.

Среди детей во всем мире, не учившихся в школе, две трети составляют девочки. Количество неграмотных женщин во всем мире превышает количество неграмотных мужчин на 70 %.

Возможности в профессиональной деятельности. Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию. Дискриминация женщин имеет место и тогда, когда устанавливается заработная плата: за одинаковый труд у них она меньше, в США, например, на 30-40 %, Великобритании - на 49 %, в Германии - на 38 %, во Франции - на 28 %. Поразительно, но даже в такой «женской» профессиональной сфере, как педагогика, учителя-женщины получают в США 89 % зарплаты учителей-мужчин. Некоторые исследования показывают, что женщины получают более низкую стартовую зарплату, даже если ведут настойчивые переговоры с работодателем, а с увеличением стажа получают меньшую прибавку к жалованью. Семьдесят пять процентов таких случаев остаются необъясненными.

Можно назвать следующие предположительные причины такого положения дел.

1. Возможно, что на разную оплату труда влияет тот фактор, что женщины часто прерывают свою трудовую деятельность на какое-то время, чтобы заняться воспитанием малолетних детей. Поэтому они меньше сил и энергии уделяют профессиональной деятельности. Однако имеются данные, что на оплачиваемой работе женщины трудятся более усердно, чем мужчины.

2. В ряде случаев срабатывает предвзятость работодателей, склонных рассматривать работу, выполненную женщинами, как менее ценную, особенно если отсутствуют объективные критерии и женщина выполняет работу, традиционно считающуюся привилегией мужчин.

3. Считается также, что женщины не испытывают надобности или не ожидают получать то же жалованье, что и мужчины, даже если они соглашаются занять высокую должность. Действительно, Ш. Берн ссылается на ряд исследований западных ученых, в которых показано, что женщины ожидают и запрашивают меньшую оплату труда, так как не только свой, но и вообще женский труд оценивают более низко, чем труд мужчин. Возможно, это связано с несколькими причинами: меньшей оценкой своих способностей, сравнением своей зарплаты не с таковой мужчин, а с зарплатой женщин, которым платят меньше. Однако это не всегда так. Многие женщины хотят получать равную с мужчинами заработную плату, особенно когда узнают, что другим платят больше.

Таким образом, удовлетворенность или неудовлетворенность женщин своей заработной платой зависит от того, сравнивают ли они ее с таковой других женщин, или с заработной платой мужчин, занимающихся той же деятельностью.

Характерно, что по мере роста возможностей для проникновения в «мужские» профессии увеличивается число женщин, ощущающих неравенство в своем социальном положении.

Ущемление прав женщин видят и в том, что женщины чаще всего занимаются не только низко оплачиваемыми, но и не престижными видами труда. Однако с этим вряд ли можно полностью согласиться. Во-первых, мужчины тоже выполняют многие виды работ, не пользующиеся популярностью в обществе и низко оплачиваемые (вспомним мусорщиков, ассенизаторов, чернорабочих и т. д.). Во-вторых, к этим так называемым непрестижным профессиям у многих женщин имеется склонность, предпочтение. Например, в исследованиях профессиональных предпочтений было выявлено, что мужчины устойчиво отдают предпочтение технической, вычислительной и научной работе, а женщины проявляют больший интерес к литературной (вспомним библиотекарей), музыкальной (вспомним, кого больше среди учителей музыки), художественной, социальной и канцелярской работе.

И все же надо признать, что в отношении труда дискриминация женщин существует, в том числе и в России. По данным Госкомстата РФ что шансов найти новую работу у женщин меньше, чем у мужчин. Поэтому они остаются работать даже там, где уровень заработной платы низок. Отсюда уровень текучести женских кадров на треть ниже соответствующего показателя для мужчин.

О «вымывании» женщин с позиций высококвалифицированного и творческого труда свидетельствует то, что среди безработных женщин специалистов было больше - 30,3 %, чем мужчин - 12,2 %, в то время как женщин-рабочих было меньше - 50,6 %, а мужчин-рабочих больше - 71,6 %. 3

Политические права. Вплоть до начала XX в. женщины были лишены избирательных прав. Первыми странами, которые дали такие права женщинам, были Норвегия и Финляндия (1907). Затем их примеру последовали Дания (1915), Швеция и Канада (1918), США (1920) и т. д. Однако в Испании женщины были наделены избирательным правом лишь в 1977 г. В ряде мусульманских стран женщины лишены избирательных прав до сих пор.

Раньше всех (после Октябрьской революции) закон о равенстве прав мужчин и женщин был принят в России, а в странах Запада - лишь в 1970-1980-х гг. Это позволило женщинам не только избирать, но и быть избранными в различные органы власти. В 1990-х гг. доля женщин среди членов законодательных собраний в скандинавских странах, а также Дании и Нидерландах составляла 30-40 %. В то же время в таких странах, как Россия, Великобритания, Греция, Япония и др., женщины в парламентах составляли не больше 10 %. В среднем, во всех парламентах мира женщины составляют только 11 % от общего числа их членов.

В ряде европейских стран установлены квоты женского представительства в руководстве партиями, социальными движениями, парламентами, которые не превышают 30 %.

Социальные возможности. Б. Фридан описала психологические проблемы «идеально женственных женщин»: ощущение подавленности, чувство, что ее эксплуатируют и контролируют, желание растворить свою индивидуальность в индивидуальности мужчины; ощущение потерянности в его отсутствии. Никакой другой стереотип полоролевого поведения так не прочен, как стереотип о зависимости женщин.

Лидирующее положение мужчин отчетливо видно во многих правилах поведения и общения мужчин и женщин. В первой половине XIX в. хлопать в театре артистам можно было только мужчинам, для женщин это считалось неприличным. На танцах до сих пор кавалеры приглашают дам; для последних, чтобы уровнять шансы в предпочтении партнера, специально объявляют «белый танец». Предложение о заключении брака опять-таки исходит от мужчины. Именно поэтому в общественном мнении холостяк - это такой мужчина, который просто не желает связывать себя брачными узами, а незамужняя женщина - неудачница, в судьбе которой «что-то не состоялось».

В ряде мусульманских стран бесправное положение женщин закреплено в конституции. Муж в любую минуту только на основании собственного решения может развестись с женой, стоит ему 3 раза в присутствии свидетеля сказать жене «талак» («изгнана»), и она обязана покинуть его дом. Кстати, именно поэтому арабские женщины носят на себе такое количество украшений: после того как муж скажет жене 3 раза «талак», она не имеет права взять ни одной своей вещи из дома. Женщины не могут при приеме гостей находиться рядом с мужем. В Иране и Ираке жены до сегодняшнего дня не имеют права присутствовать на собственном бракоразводном процессе даже в качестве свидетельницы. В Иране женщинам запрещено посещать футбольные матчи.

Да что говорить про ислам, когда даже в просвещенной Англии в начале XIX в. в некоторых библиотеках книги, написанные женщинами, хранились отдельно от книг авторов-мужчин.

Представители ультраортодоксального иудаизма (хасиды) имеют право развестись с женщинами, которые отказывают в сексе своим мужьям или пренебрегают исполнением работы по дому, не спрашивая согласия жены и лишая ее прав на детей. Известны случаи, когда женщин, одетых в платья с короткими рукавами, хасиды забрасывали камнями. В то же время у евреев национальность детей определяется не по отцу, как у других национальностей, а по матери.

В Саудовской Аравии женщинам не разрешается управлять автомобилем. В Судане им запрещается покидать пределы страны без разрешения мужа, отца или брата.

С социально-психологических позиций все эти примеры однозначно показывают ущемление прав женщин.

А вот несколько другой взгляд на те же вещи: «равноправие женщины - это не просто равные с мужчинами права и предъявляемые требования, а и наиболее благоприятные условия для проявления и развития ее женской сущности». Непонимание природы половых различий приводит к ущемлению прав именно женщины, поскольку фактически в этом случае ей предъявляют требования как к мужчине. И действительно, ведь недаром в трудовом кодексе есть ограничения для физической нагрузки женщин, для работы на вредных производствах и т. д. И хотя женщины служат в милиции и в армии и выполняют вроде бы одинаковые обязанности с мужчинами, но в действительности эта одинаковость только внешняя. На самом деле их участие во многих делах ограничивается из-за их более низких физических возможностей (такие же ограничения имеют место в трудовом законодательстве и в отношении подростков мужского пола), а не потому, что они женщины.

Жесткие правила по отношению к женщинам в исламской культуре не отражают искреннее уважение к ним мужчин и восхищение их женскими достоинствами, и в этом отношении людям, принадлежащим к европейской культуре, у мусульман стоит поучиться. Даже тот унизительный, с точки зрения западной цивилизации, факт, что женщина должна идти не рядом с мужем, а позади него, на самом деле означает не что иное, как заботу мужа о безопасности жены: муж должен первым встретить возможную опасность и защитить жену.

В Талмуде написано, что в период месячных женщина считается нечистой и к ней запрещено прикасаться, что, на первый взгляд, унижает достоинство женщины. Но если отбросить этическую сторону этого запрета, то нельзя не видеть его полезность, охраняющего женщин в этот период от сексуальных домогательств мужчин.

В Египте жена имеет право выгнать мужа из дома, если докажет, во-первых, что муж ее вынудил к замужеству, и, во-вторых, что он импотент.

Да и в рыцарские времена мужчина скорее выполнял роль покровителя дам, а не властелина, а дамы вовсе не занимали позицию терпеливой мученицы, а были объектом поклонения. Так что социальное положение женщин по сравнению с мужчинами во многом определяется той культурой, в которой они находятся.

Стереотипные представления о роли женщин в обществе приводят к бесправию в западной цивилизации и мужчин: при разводах в абсолютном большинстве случаев суд постановляет, чтобы ребенок жил с матерью, а не с отцом, хотя финансовое положение последних более прочное, при разводе или раздельном проживании с супругом дети чаще живут с матерью, чем с отцом. Это приводит к тому, что большинство детей разведенных родителей имеют чаще всего лишь случайные контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся, так как матери в отместку бывшим мужьям препятствуют свиданиям своих детей с отцами.

В то же время исследование отцов-одиночек показало, что они сохраняют тесные эмоциональные контакты с детьми, отдают много сил и средств заботе о них, очень переживают, если им не удается удовлетворить запросы своих детей или проводить с ними достаточно времени.

В настоящее время большая занятость женщин в профессиональной деятельности (в СССР в 1970-х гг. 92 % женщин работали вне дома) создает впечатление о равенстве женщин и мужчин в современном обществе. Однако при этом не изменились семейные роли тех и других. И. С. Клецина справедливо замечает, что женам дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом»" на домашний труд. «Двойная занятость», «двойной рабочий день» остается одной из основных проблем семейных женщин. По данным исследований лишь 29-33 % мужчин разделяли с женами их женские домашние обязанности.

2. Оценка достигаемых женщинами результатов

женщина общество феминизм право

Все знаменитые женщины, по мнению О. Вейнингера, стали таковыми потому, что вследствие половой пикантности все, что ими создается, привлекает большее внимание, чем, при равных условиях, творчество мужчин. Кроме того, к творениям женщины относятся более снисходительно, не предъявляется больших требований. Женщины достигают известности благодаря произведениям, которые вряд ли были бы отмечены, если бы были созданы мужчиной.

В соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняют его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее старанием (усилиями), случайной удачей или другими нестабильными причинами. При этом фактор «усилие» у мужчин расценивается как стабильный, как необходимое условие естественной мужской потребности в достижении, как средство преодоления барьеров и трудностей, возникающих на пути достижения цели.

Характерно, что даже женщины, по некоторым данным, имеют определенную предубежденность против самих себя, например, в сфере научной деятельности: студентки колледжей при оценке статей, написанных мужчинами и женщинами, отдали предпочтение первым. В эксперименте, в котором испытуемые обоего пола должны были оценить предлагаемые им на обозрение картины, одни из которых были якобы написаны мужчинами, а другие - женщинами, первенство тоже было отдано картинам «мужчин».

В последние годы, однако, ситуация кардинально изменилась. Возможно, отвечавшие учитывали, что быть антифеминистом теперь не модно и поэтому скрывали свое истинное отношение к возможностям женщин. Во всяком случае, скрытый сексизм (принижение роли женщин в обществе) все еще существует.

3. Социальные представления о предназначении и женщин в обществе

Социальные представления в отношении женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.

В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» - с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Во многих древних мифологиях луна, земля и вода трактуются как женское начало, а огонь, солнце и тепло - как мужское. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина - как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые - «экспрессивными». Мужчина - это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.

В 1902 г. в России вышел труд томского епископа Макария «Образование, права и обязанности женщины», в котором наиболее предпочтительными для женщин сферами приложения способностей объявлялись: ведение хозяйства и воспитание детей, а для несемейных женщин - обучение детей (преимущественно в младших классах), медицина (лечение женщин), благотворительность, миссионерская деятельность. Женщинам рекомендовалось также изучение философии, психологии, логики, астрономии, физики, но все это при условии выполнения ими хозяйственных обязанностей. Далее автор вопрошает: «А много ли найдется у женщины времени для умственного труда при добросовестном исполнении ею обязанностей супруги, матери детей и хозяйки дома? Умственную работу не приличнее ли считать междудельем, оставивши ее, как дело, по преимуществу, мужу; а ее дело - семья и хозяйство. Для этого она и назначена, для этого даны ей и способности, каких не дано мужчине».

Чаще всего сущность женщины характеризуется следующими особенностями: 1) женщина неполноценное и, в сущности, зависимое существо; 2) женщина низшее по сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя ограниченность и слабость; 3) по своей внутренней сущности она не представляет собой ценности; 4) ее основное предназначение - служить мужчине и быть ему полезной, вне системы сексуального партнерства и материнства ее существование бессмысленно и имеет второстепенное значение; 5) сама по себе женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что и является ее высшими добродетелями.

Можно с уверенностью сказать, что с начала XIX в. до 1960-х гг. существовавшее на Западе определение роли полов за редким исключением не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии и традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина рожала детей и вела хозяйство. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое в мирное время и защищая ее в годы войны.

Весь миропорядок держался на этом разграничении полов. Любое совпадение или смешение ролей рассматривалось как угроза освященным веками устоям, казалось чем-то противоестественным, отклонением от нормы.

Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины - это в первую очередь дом. Внешний мир - мастерские, фабрики и деловые конторы - принадлежал мужчине. Разделение мира по признаку пола (в общественной и частной жизни) привело к появлению двух строго противоположных установок в отношении мужчины и женщины, определявшихся их специфическими чертами. Находившаяся в домашнем уединении женщина вела хозяйство, растила детей, хранила семейный очаг. Для этого ей не нужны были смелость, честолюбие, решительность, предприимчивость. Мужчина же, напротив, ведя каждодневную борьбу за существование, должен был не уступать другим представителям своего пола и потому воспитывал в себе качества, считавшиеся для него естественными"

В настоящее время многие из этих представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту. Так, до сих пор дискутируется вопрос о том, может ли женщина выполнять роль эффективного лидера в семье и на производстве. Мешают объективному решению этого вопроса существующие в обществе гендерные стереотипы. Н. Портер с соавторами давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Удивительно то, что это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток.

4. Феминизм как движение женщин за свои права

Организованная борьба женщин за равноправное положение с мужчинами началась в Англии во второй половине XIX в. Это буржуазное женское движение получило название суфражизм, а женщин, входивших в это движение, называли суфражистками. Свое подчиненное положение они объясняли «мужским эгоизмом».

Вскоре в ряде стран возникли различные феминистские организации, справедливо борющиеся за эмансипацию и равные политические и экономические права с мужчинами.

Однако феминистское движение не однородно. Есть феминистки - «сторонницы различий», которые подчеркивают желательность женских качеств, отличных от мужских (интуиции, эмоциональности, отсутствия эгоцентризма), и превращают их даже в источник гордости представительниц своего пола. Эти феминистки отвергают стереотипные качества мужчин и представления об их превосходстве. Они считают, что женщины по своей природе превосходят мужчин, этих «сексуальных хищников»; женская способность давать жизнь означает с их точки зрения то, что они олицетворяют «женские добродетели» трудолюбия, заботы и сотрудничества.

Когда женщины говорят о мужчинах как об «иных существах», приводя при этом аргументы типа «женщина никогда бы так не поступила» или «все мужчины такие бесчувственные», они нередко испытывают удовольствие просто от мысли о своей схожести с другими представительницами своего пола и об отличии от представителей противоположной гендерной группы.

С другой стороны, есть феминистки - «"сторонницы сходства», которые минимизируют гендерные различия и обращают внимание на сходство представителей разных полов. Некоторые из феминистски настроенных женщин-ученых даже полагают, что если женщины занимаются только «женскими» делами, то они сами не хотят стать людьми. Их лозунг - стать людьми, а не женщинами!.

Нельзя не отметить наступательную, порой агрессивную позицию феминисток, усиленно навязывающих свое мнение большинству женщин и предрекающих гибель цивилизации, если они не будут услышаны. Особенно это относится к американским феминисткам. В России это движение не имеет такого размаха: по данным петербургских социологов, феминистские установки разделяют только 20 % женщин. Большинство женщин все же считают, что главным природным предназначением женщин является материнство, любовь, семья, а мужчина - это добытчик, и его главным делом в жизни должна быть работа.

Феминизм - это не то же самое, что лесбийская любовь. Многие лесбиянки являются феминистками, но среди феминистов также много гетеросексуальных женщин и мужчин и геев (McCormick, 1994). За исключением нескольких экстремистов, которые заявляют, что гетеросексуальные женщины «спят с врагами», большинство феминистов придерживаются умеренных политических убеждений и имеют широкие взгляды на сексуальную ориентацию и многообразие сексуальных вкусов. Верно также и то, что многие лесбиянки не являются феминистками.

В стремлении ни в чем не уступать мужчинам и даже превосходить их эти феминистки подчас применяют для доказательства этого даже то, что доказательством быть не может. Так, Е. М. Зуйкова и Р. И. Ерусланова заявляют, ссылаясь на ученых, что уже трехлетние девочки превосходят мальчиков того же возраста в умственных способностях и что это различие в последующие годы только увеличивается. Опирается это мнение на то, что у женщин лучше... память. При этом в сторону отбрасывается доказанный факт опережающего развития, в том числе и интеллектуального, девочек в детском возрасте, которое затем нивелируется, и даже выявляется преимущество мальчиков в интеллекте.

Иногда ультрафеминистки видят ущемление своих прав там, где их нет; например одна из феминисток считает, что имеется неравноправная оценка и восприятие мужчины и женщины даже с лингвистической точки зрения. Она указывает на то, что выражение «стать мужчиной» чаще всего означает «стать взрослым», тогда как выражение «стать женщиной»" означает подчиниться мужчине и потерять свою девственность. Жаль, что она не знает украинского языка, а то у нее появились бы более веские основания говорить о неравноправном восприятии мужчин и женщин. Ведь на этом языке мужчина - это «чоловик», а женщина - «жинка».

Развитие движения за освобождение женщин в изоляции от мужчин - это явление почти уникальное и характерное только для Америки. В Швеции, где женское движение добилось максимальных успехов, это движение называют не «освобождением женщин», а «дискуссией о половых ролях». Поэтому оно воспринимается не как исключительно женская проблема, в решении которой мужчины могут «помочь», а как проблема обоих полов, решая которую мужчины и женщины могут учиться друг у друга. Отчеты западноевропейских женских организаций показывают, что у них есть «гораздо более глубокое стремление «освободить» не только женщин, но и мужчин от их традиционной роли кормильцев семьи и соперников, что позволит мужчинам играть в семье активную и приносящую более глубокое удовлетворение роль».

В своем стремлении во всем видеть происки мужчин одна из феминисток поставила под сомнение даже возможность женщин выходить раньше мужчин на пенсию. Вот что она пишет по этому поводу: «Непрямая дискриминация вообще не присутствует в качестве концепции в трудовом праве большинства стран, однако она реально существует, обычно в виде протекционистского, по отношению к женщинам, законодательства. Ярким примером является более низкий для женщин возраст выхода на пенсию. Это приводит к уменьшению получаемого женщиной дохода в 2-3 раза. Скрываемая за заботой о здоровье реальная причина вытеснения женщин активного профессионального возраста с рынка труда заключается в том, что, с одной стороны, таким образом, осуществляется освобождение рабочих мест для нового поколения, с другой - предполагается, что «молодые бабушки» необходимы для присмотра за внуками, чтобы оба родителя могли работать, так как пособия, которые платит государство по уходу за ребенком, малы, а зарплаты одного работающего для содержания семьи не хватает». Конечно, в этих рассуждениях есть резон. Но нельзя забывать, что более ранний пенсионный возраст женщин вовсе не означает их обязательный уход с работы. Многие женщины работают и будучи пенсионерками. При этом во многих государствах разработаны такие законы о пенсиях, которые подравнивают женские пенсии к мужским.

Заключение

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию.

В настоящее время многие из бытовавших ранее представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту.

Признать существование неравенства означает согласиться более справедливо делить обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать, менять подгузники, стряпать, мыть пол и пылесосить, накрывать праздничный стол, а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых людей со свежими силами влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за перемен в гендерных ролях мужчина теряет хорошего помощника, который раньше заботился о его питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин половая принадлежность - это источник очень важной части их идентичности, части, которая включает роль добытчика в семье и четко отделяет то, что относится к мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных мыслей многие мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют существование неравенства.

Список литературы

1. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158.

2. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991.- № 4.- С. 74-82.

3. Григорьев С.И., РАстов Ю.Е. Основы современной социологии. М., 2001.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. М., 2003. // www . i - u . ru

5. Маркова О.Ю. Женщина и общество: проблемы наступившего века. // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество , 2003. С.160-180.

6. Митина О. В. Исследование гендерного женского поведения в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1. - С. 179-191.

7. Мюллер У. Пол и организация // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. № 2. C.115-132.

8. Трофимова Е.Н. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях. Общественные науки и современность М., 2002. № 6.

9. Тульчинский Г.Л. Гендер, гражданское общество и свобода // Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конференции «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2002.

Подобные документы

    Представления о социальном статусе и правах женщин. Оценка достигаемых женщинами результатов. Социальные стереотипы о предназначении и женщин в обществе. Феминизм как движение женщин за свои права. Проблема гендерного неравенства в политике и в семье.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Формирование и негативная роль гендерных стереотипов в обществе. Качества, ассоциирующиеся только с мужчинами или только с женщинами. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе. Феминизм как движение женщин за свои права.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Конституционное провозглашение равенства мужчин и женщин. Влияние гендерных стереотипов на роль женской части населения в современном обществе. Характеристика важнейших функций женщин в семье. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья женщины.

    реферат , добавлен 13.03.2012

    Древний мир или время патриархата. Бесправие женщин в средние века. Проявление рыцарской культуры с почитанием Прекрасной Дамы, культ Богородицы. Эмансипация женщин, возрождение женского вопроса. Современное положение мужчин и женщин в обществе.

    реферат , добавлен 16.03.2014

    Сущность понятия "социальная дискриминация женщин". Исторический аспект положения женщины в обществе. Проблемы женской занятости, их экономической независимости и безопасности. Социально-правовая поддержка женщин в России. Реализация прав женщин в России.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2010

    История политической жизни женщин в России. Мужчина и женщина в политике. Нужны ли женщины в политике? Женщина в гражданском обществе. Партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной демократии.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2006

    Женские общественные организации как объект социологического анализа. Социальные предпосылки вхождения женщин в научную сферу. Гендерная ассиметрия во власти, влияние феминизации на общество. Ценность профессиональной карьеры и семейные функции женщины.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Положение различных слоев американской женщины XIX века. "Милая светская женщина" Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса. Эволюция положения американской работницы. Цветные женщины: рабыни и индианки. Права женщин.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2006

    Движение женщин за равноправие в начале XX века. Основные направления современного феминизма. Возможности занятия женщинами лидирующих позиций в управлении предприятием. Женщина в бизнесе: стереотипы и предубеждения, преимущества перед мужчинами.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2016

    Диагностические методики для эмпирического исследования, выявляющего социальные представления о сексуальном насилии: маньяк и жертва молодых мужчин и женщин. Рекомендации и коррекционная программа по снижению агрессивности, враждебности, развитию эмпатии.

Введение

Проблема, которая рассматривается в моей работе, посвящена обесцениванию значения материнства, а вследствие здоровья женщины, семьи, рождения и воспитания детей.

Женщина из глубины веков занимала подчиненное положение, как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Не ценилась ни сама женщина, ни ее труд. Все воспринималось как данное.Долгие века унижений со стороны мужчин к женщинам, вынудили женщин современного общества бороться, становиться сильнее, умнее и мужественнее. Генетически заложенный страх принуждения и угнетенности ассоциируется с мужчинами, с семейной жизнью. Потеряв драгоценное желание рожать и любить, женщина отрекается от своей генетической программы, своей сущности, то есть женщина перестает быть женщиной.

Целью моего реферата является рассмотреть влияние современного мира на душевное и физическое состояние будущей матери.

Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

· изучить значение женщины в обществе;

· выявить причины нежелания женщин рожать детей;

· рассмотреть влияние вредных привычек матери на ребенка;

· исследовать значение здоровья для женщины.

Применялось два метода исследования: наблюдение и сравнение.

Объект исследования: здоровье матери и ребенка.

Предмет исследования: проблема значимости материнства.

В первой части реферата рассматриваются истоки происхождения проблемы отношения к материнству, здоровью матери и ребенка, исследуются причины стресса, нежелания рожать детей.

Во второй части моей работы изучается взаимосвязь здоровья матери и ребенка.

Выводы основаны на теоретических данных с 1996 по 2012 год, включая литературу и ресурсы сети Интернет.

Роль женщины в современном обществе

Женщина в мужском мире

Главная ценность мужчины - это власть. Власть, карьера, социальная успешность - очень часто воспринимаются как несомненное доказательство мужественности. Власть дает право распоряжаться, то есть право задавать направление. Они живут так от природы своей и мир устроили мужской. У кого власть - тот и прав. У кого власть, у того сила, средства, возможности. А что делать женщинам в мужском мире? Женская психика соткана из любви: женщина рождается, чтобы любить, заботиться, ухаживать, общаться с людьми, создавать вокруг себя среду теплоты и счастья, - одним словом, для семейной жизни. Но многие женщины отвергают свою женственность, чтобы выжить в мужском мире. У молодых девушек основная цель в жизни сделать карьеру, быть независимой и сильной, для них создание семьи, рождение ребенка воспринимаются как обуза. Разве к такому равенству полов всегда стремились женщины?

Женщина из глубины веков занимала подчиненное положение, как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Не ценилась ни сама женщина, ни ее труд. Все воспринималось как данное.

Хотя историки и археологи свидетельствуют о том времени, когда женщина играла ведущую роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаем из преданий и мифов, сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине-ведьме, и множество женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей. В Стране Советов господствовал миф о суперженщине: женщине-матери, работнице и общественной деятельнице одновременно.

Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительное и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше ее декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту».

Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни «лишних» дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участия в управлении городом, наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала определенную сумму.

Долгие века унижений со стороны мужчин к женщинам, вынудили женщин современного общества бороться, становиться сильнее, умнее и мужественнее. Генетически заложенный страх принуждения и угнетенности ассоциируется с мужчинами, с семейной жизнью. Женщины все чаще стремятся покорить мужские профессии с огромной эмоциональной и физической нагрузкой. В результате психика женщины становится сухой и напряженной, а гормональные функции расстраиваются из-за того, что она просто неправильно прилагает усилия в жизни. По той же причине оказывается сниженной и ее способность испытывать счастье, ведь счастье женщины - в основном в сфере семейной жизни. Не чувствуя удовлетворения от жизни в целом, женщины зачастую страдают от хронических депрессий, зависят от вредных привычек, заболевают страшными болезнями.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»