Типы придаточных предложений в спп. Виды придаточных придаточные определительные. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Для того чтобы понять эту статью, надо знать, что такое сложноподчиненные предложения. Читайте об этом здесь.

В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). Придаточная часть зависит от главной.

В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные , определительные ,обстоятельственные , присоединительные .

Придаточные изъяснительные

Придаточные изъяснительные предложения служат для пояснения слова из главной части и отвечают на падежные вопросы (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? ).

Придаточное изъяснительное может быть присоединено союзами что , чтобы , будто , как , словно , как будто и др. и союзными словами кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько (это те же слова, с которых могут начинаться вопросы).

Пёс приоткрыл правый томный глаз и краем его увидел, что он туго забинтован поперёк боков и живота. (М.А. Булгаков. «Собачье сердце») Придаточное предложение отвечает на вопрос «что?»: увидел - что? - что он туго забинтован поперёк боков и живота . Здесь что - это союз.

Воображаю, что теперь будет в квартире . (М.А. Булгаков. «Собачье сердце») Придаточное предложение отвечает на вопрос «что?»: воображаю - что? - что теперь будет в квартире . Здесь что - это союзное слово. Оно является подлежащим в придаточном предложении. Приз за выносливость вручили тому, кто переплыл речку последним. Придаточное предложение отвечает на вопрос «кому?»: тому - кому? - кто переплыл речку последним .

Тип придаточного предложения следует определять по тому, на какой вопрос оно отвечает, а не по союзу или союзному слову, которым оно присоединено.

Я видел, как из леса вышел волк . Придаточное предложение отвечает на вопрос «что?» (а не «как?»): видел - что? - как из леса вышел волк .

Я хочу, чтобы вы действовали смелее и решительнее. Придаточное предложение отвечает на вопрос «чего?»: хочу - чего? - чтобы вы действовали смелее и решительнее . Это придаточное изъяснительное, а не придаточное цели (как можно было бы подумать по союзу чтобы ).

Ньютон объяснил, почему яблоки всегда падают вниз. Придаточное предложение отвечает на вопрос «что?» (а не «почему?»): объяснил - что? - почему яблоки всегда падают вниз . Это придаточное изъяснительное.

Я поинтересовался у своего товарища, куда он собирается уехать . Придаточное предложение отвечает на вопрос «чем?»: поинтересовался - чем? - куда он собирается уехать . Это придаточное изъяснительное, а не придаточное места (как можно было бы подумать по союзному слову куда ).

Изъяснительные предложения выполняют ту же роль, что и дополнения (то есть все придаточное предложение - это, по сути, одно большое дополнение).

Придаточные определительные

Определительное придаточное предложение определяет какое-то существительное или местоимение из главной части и отвечает на вопросы «какой? », «который? ».

Чаще всего придаточное определительное присоединяется с помощью союзных слов какой , который , чей , что , где , когда ,откуда и др.

Я поцеловал Хелене руку, в которой она держала зонтик. (С. Довлатов. «Наши») Придаточное предложение отвечает на вопрос «какую?»: руку - какую? - в которой она держала зонтик .

В те годы он был чуть ли не доцентом музыкального училища, где по его инициативе создали эстрадный класс. (С. Довлатов. «Наши») Придаточное предложение отвечает на вопрос «какого?» (а не «где?»): училища - какого? - где по его инициативе создали эстрадный класс . Это придаточное определительное, а не придаточное места (как можно было бы подумать по союзному слову где ).

В то мгновение, когда он отдернул шторы, небо озарила вспышка молнии, и Фандорин увидел за стеклом, прямо перед собой, мертвенно-белое лицо с черными ямами глаз. (Б. Акунини. «Азазель») Придаточное предложение отвечает на вопрос «какое?» (а не «когда?») : мгновение - какое? - когда он отдернул шторы . Это придаточное определительное, а не придаточное времени (как можно было бы подумать по союзному словукогда ).

Придаточные определительные выполняют ту же роль, что определения.

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по четырем основным признакам:

грамматическое значение;

вопрос, на который отвечает придаточное предложение;

к чему оно относится;

средство связи (чем присоединяется).

По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные.

Придаточные определительные

Обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Придаточные изъяснительные

Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на вопросы косвенных падежей; относятся к одному слову в главном предложении - глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал, спросил, подумал, вспомнил, удивился и др.), к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к прилагательным (рад, счастлив, горд и др.), к наречиям (известно, ясно, видно и др.), к словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад тому и др.); присоединяются союзами что, чтобы, будто, как и др., а также союзными словами что, чтобы, почему, когда, где, куда, что за, зачем и др. При этом в главном предложении часто встречается указательное слово то в разных падежных формах. Например: Я верю в то, что человек есть творец своего счастья (А. Чехов). Читатель, расскажу ль тебе, куда красавица [Людмила] девалась? (А. Пушкин); За спором не заметили, как село солнце красное (Н. Некрасов).

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию. Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени

Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой; присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др. В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Пример: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой). Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места

Обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы где? куда? откуда?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами где, куда, откуда. В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Пример: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща, белели березы.

Придаточные времени

Обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Пример: Пока он пел, кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия

Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами если, раз, коли, коль, когда (в значении "если"), как (в значении "если") и др.

Пример: Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Примечание

Условное значение имеют также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения, употребленной в значении условного: Не будь на то господней воли, не отдали б Москвы (М. Лермонтов) (ср.: Если бы не было на то господней воли, не отдали б Москвы).

Придаточные причины

Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Пример: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели

Обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Пример: Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения

Пример: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты. Сравните: Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения); Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды (К. Паустовский) (сравнительный оборот).

В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть грамматическая основа.

От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения. Например: Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей (И. Тургенев). В выделенном предложении есть грамматическая основа, но нет значения сравнения.

Придаточные уступки

Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Примеры: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно, да не голодно (Пословица). Куда ни кинь, всюду клин (Пословица).

Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и простое предложение с обособленным обстоятельством уступки. Сравните: Несмотря на то, что вечер удался, удовлетворения я не испытывал (сложноподчиненное предложение с придаточным уступки). Несмотря на удавшийся вечер, удовлетворения я не испытывал (простое предложение с обстоятельством уступки).

Придаточные следствия

Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы что из этого следует?; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами следствия так что, поэтому.

Пример: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени. Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

Придаточные присоединительные

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром (А. Чехов). Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно (А. Пушкин). Вместо сахара подавался сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный (К. Паустовский).

Виды придаточных в русском языке выделяются в зависимости от смысловых связей между частями Но для начала следует разобраться в том, что же представляет собой само (или СПП), и чем оно отличается от сложносочиненного (ССП) своего собрата.

Главное их отличие заключается в определяющей отношения между частями данных Если в ССП мы имеем дело с сочинительной связью (как нетрудно догадаться, исходя из одного названия), то в СПП - с подчинительной.

Предполагает изначальное «равенство» между частями, т.е. каждая отдельная предикативная единица в составе сложного) может функционировать отдельно без потери смысла: Ласковое майское солнце светило приветливо и ясно, и каждая веточка тянулась к нему своими еще молодыми листьями.

Легко догадаться, что части предложения в СПП находятся в иного вида отношениях. Главное предложение в нем «управляет» придаточным. В зависимости от того, каким образом происходит это самое управление, существуют следующие виды придаточных:

Виды придаточных

Значения

Вопросы

Союзы, союзные слова

Образец предложения

определительные

Определяют существительное в главном предложении

Кто, что, где, куда, откуда, который, какой

Я случайно наткнулась на письмо (какое?), которое было написано задолго до моего рождения.

Изъяснительные

Относятся к глаголам

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто и пр.

Я до сих пор не понимаю (что именно?), как это могло случиться.

обстоятельственные

Указывают на место действия

Где? Откуда? Куда?

Где, откуда, куда

Он поехал туда (куда?), где цветы цветут круглый год.

Указывают на время действия

Когда? Как долго? С каких пор? До какого времени?

Когда, как только, с тех пор и пр.

Я понял это тогда (когда?), когда было уже поздно.

При каком условии?

Если, если…то

Я помогу тебе решить задачу (при каком условии?), если успею.

Уточняют причину совершения действия

По какой причине? Почему?

Так как, оттого что, ибо

Петя не смог ответить на вопрос (по какой причине?), так как не был к нему готов.

Указывают на то, с какой целью совершается действие

Для чего? Зачем? С какой целью?

Чтобы лично убедиться в этом, он лично пришел к директору (зачем?).

следствия

Показывают нам результат того или иного действия

В следствии чего?

Она выглядела так шикарно, так что глаз было не оторвать.

образа действия

Каким образом? Как?

Как, словно, точно, будто, как будто

Мальчишки неслись так (как?), словно за ними гналась свора голодных собак.

меры и степени

В какой степени? В какой мере? До какой степени?

Насколько, сколько, что, как

Все случилось так быстро (в какой степени?), что никто и опомниться не успел.

сравнения

Как кто? Как что? Чем кто? Чем что?

Как, словно, будто, чем

Этот парень оказался намного умнее (чем кто?), чем его сверстники.

Несмотря на что?

Хоть, несмотря на, даром что, сколько…ни, пусть

Пусть это кажется неправдой, но я верю в это (несмотря на что?).

Чтобы точнее определять виды придаточных, достаточно лишь правильно задать вопрос от главного предложения (или слова в нем) к зависимому (придаточному).

Называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) - основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина) подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.

Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что ), ; , (что ); , (что ). Например: Когда хлеб , тогда и мера, когда деньги , тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов , и прячется между камнями (И. Куприн).

В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных : Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало (М. Монтень).

В придаточной части сложноподчинённого предложения можно сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, можно указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении. В зависимости от этого выделяются три вида придаточных: изъяснительные (з"ясувальні), определительные (означальні), обстоятельственные (обставинні ) (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).

Придаточная часть выделяется запятыми в середине главной части (запятая одна, если придаточная часть в начале или в конце сложного предложения; две - если в середине).

Подчинительные союзы и союзные слова являются опознавательными признаками правила «Запятые в сложноподчинённом предложении».

Для проверки действуйте по алгоритму: найдите смысловой отрезок , присоединяемый подчинительным союзом или союзным словом, и выделите его запятыми.

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

1. Определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

2. Выделите (подчеркните) грамматические основы в каждой части сложного предложения и укажите, что предложение сложное .

3. Убедитесь, что части сложного предложения соединяет подчинительный союз или союзное слово , укажите, что предложение союзное, сложноподчинённое .

4. Назовите главную и придаточную часть, отметьте место придаточной части по отношению к главной.

5. От главной к придаточной части задайте вопрос, укажите, что уточняет, дополняет, на что указывает придаточная часть в главной и укажите её вид.

6. Сделайте разбор каждой части сложного предложения по плану разбора сложного предложения.

7. Составьте схему сложного предложения.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Прочитайте предложения, выбранные из произведения М. Лермонтова , соблюдая правильную интонацию. Укажите союз или союзное слово, присоединяющие придаточную часть к главной. В какой части сложноподчинённого предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем - внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала что она глухая не слышит. 2. Она чувствовала внутренний жар как будто в груди у ней лежало раскалённое железо. 3. Когда я проснулся на дворе уж было темно. 4. Площадка на которой мы должны были драться изображала почти правильный треугольник. 5. Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой. 6. Я невольно сделал несколько шагов вперёд чтоб поскорей удалиться от края. 7. Всё было бы спасено если б у моего коня достало сил еще на десять минут! 8. Я отправился в крепость чтоб узнать от коменданта о часе моегоотъезда. 9. Впрочем в те минуты когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

3. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

2. Конструирование предложений

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.

При определении вида придаточной части могут возникнуть ошибки.

Место, где расположился наш лагерь, находилось в живописном уголке острова . В данном предложении определительная придаточная часть, так как она указывает на признак, к ней можно задать вопрос: Место (какое? ), где расположился наш лагерь , ... . Какая ошибка могла возникнуть при определении вида этой части? Чем она могла быть вызвана?

При определении вида придаточной части сложноподчинённого предложения всегда задавайте вопрос к ней, вдумывайтесь в вопрос и значение придаточной части.

3. Объяснительное письмо

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания . Подчеркните союз или союзное слово, присоединяющее придаточную часть к главной. В какой части предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Используя данный выше совет и материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части, указав его в скобках. Устно прооммнтируйте, какие ошибки могли бы произойти при определении вида придаточной части, чем они могли быть вызваны. Как вам удалось их избежать?

1. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не памятью (Л. Толстой ). 2. В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился (Ф. Искандер ). 3. Я не совсем точно знал где расположен его дом (Ф. Искандер ). 4. Снег с дождём был такой сплошной что другого берега реки не было видно (Е. Гришковец ). 5. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты (М. Лермонтов ).

ІІІ. Сделайте разбор третьего предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определениями

Придаточные определительные поясняют в главной части член предложения, выраженный именем существительным или местоимением, отвечают на вопросы какой? который? чей?.

Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как : На всякий случай открыла кладовку, куда уборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.

Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой .

Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).

4. Восстановление предложений

І. Спишите предложения, заменяя, где возможно, союзное слово который союзным словом где, когда, куда или что . Сначала выпишите предложения с причастным оборотом , потом - предложения с деепричастным оборотом и предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания.

ІІ. Определите вид придаточных частей сложноподчинённых предложений. Сделайте разбор пятого предложения.

1. Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер ). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер ). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький ). 4. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич ). 5. Мы не отрываясь смотрели на платформу от которой должен был отойти автобус.

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков препинания.

1. Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.

(Д. Рубина )

Придаточная определительная часть должна стоять только после слова, к которому она относится.

6. Редактирование

Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды . 2. Мы любовались закатом южного солнца, который был необычайно красив. 3. Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее, которую я установил. 4. Мобильная связь позволяет значительно увеличить темп жизни, которая распространена повсеместно.

7. Смешавшиеся тексты

І. Данный текст составлен из двух тематически близких текстов (первый текст Л. Улицкой, второй - Т. Толстой). Прочитайте тексты, найдите их границу, опираясь на некоторые особенности авторских стилей и грамматические особенности текстов.

ІІ. Выразительно прочитайте текст Л. Улицкой. Выпишите обособленные определения вместе со стоящим впереди определяемым словом, устно заменяйте обособленные определения придаточным определительным с союзом который . Напишите изложение первого текста, используя выписанные материалы.

Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного, носили одинаковые гимназические значки «КЖГС». Эти ажурные буквы означали всего лишь Калужскую женскую гимназию на Садовой.

Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в её тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые безделушки теорем влетали в одно её ухо, полуприкрытое пружинистыми беспорядочно-курчавыми белёсыми волосами, и, покуда она рисовала тонко очинённым карандашом карикатуру на преподавателя истории, вылетали из другого. Ася была живая, весёлая и славная девушка.

Мы были друзьями детства . Мы когда-то торопились сквозь одну и ту же утреннюю железную мглу, мимо тех же сугробов, заборов и качающихся фонарей, в ту же красную кирпичную школу, опоясанную снаружи медальонами с алебастровыми профилями обмороженных литературных классиков. И общими были для пас зелёные стены, полы, измазанные красной мастикой, гулкие лестницы, тёплая вонь раздевалок и на площадке третьего этажа страшноглазый Салтыков-Щедрин, туманно писавший про какого-то карася.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал (чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).

Такие предложения требуют завершения с помощью придаточной изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной части может быть указательное слово то , с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому , что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер ).

Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем .

Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.

8. Синтаксические синонимы

І. Спишите предложения. Расставьте запятые и объясните их постановку. Назовите вид придаточных, укажите слово, которое они поясняют в главной части. В какой части предложения косвенно воспроизводится чужая речь?

ІІ. Запишите предложения, заменяя косвенную речь прямой речью. Как в таком случае заменяются личные и притяжательные местоимения? Чью точку зрения они обозначают в прямой речи?

1. Проводник предупредил чтобы мы были очень осторожны. 2. Мама попросила чтобы я нашёл в Интернете нужную ей для статьи информацию. 3. Моряки говорили о том что Дон угрожающе мелеет что истоки его заносятся песком (К. Паустовский ). 4. Козонков спросил где я живу (В. Белов ). 5. Собеседник начав с количества и качества наследников спросил где и кем я работаю (В. Белов ).

9. Конструирование предложений

І. Прочитайте вопросы теста. Ответив на них, проанализируйте, умеете ли вы общаться эффективно. Ответы оценивайте так: всегда - 2 балла, в большинстве случаев - 4 балла, иногда - 6 баллов, редко - 8 баллов,никогда - 10 баллов. Точный ответ вы получите при максимальной искренности. Если в итоге наберёте выше 62-х баллов - вы хороший собеседник.

ІІ. Укажите сложноподчинённые предложения. Запишите номер сложного предложения, составьте его схему, в скобках укажите вид придаточного.

ІІІ. Простые предложения включите в качестве придаточной части и состав сложноподчинённого предложения. Главную часть стройте по типу: Психолог спросил , ... ; Ведущий уточнил , ... ; Я поинтересовался , ...и т. д. Обведите союз-частицу ли. Как изменится пунктуация в конце предложения?

Ваш стиль общения
1. Стараетесь ли вы прервать разговор, если его тема или ваш собеседник вам неинтересны?
2. Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседников?
4. Избегаете ли вы беседовать с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, думая в это время совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, если изменился тон вашего собеседника?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной вам темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, искажённые названия, термины?
10. Бываете ли вы ироничны по отношению к собеседнику?

(По Л. Аверченко )

10. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст упражнения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Обведите союзы или союзные слова, укажите вид придаточных предложений. Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Укажите предложения с косвенной речью.

Вариант 2 . Спишите текст упражнения, преобразуя предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Объясните постановку двоеточия и тирс.

Сегодня я получил «двойку» по физкультуре : я очень невысоко прыгнул в высоту не длинно прыгнул в длину и перепутал все гимнастические упражнения.

Ничего радостного в этом не было. Учитель но физкультуре напомнил мне о том что наша школа на первом месте в районе по спортивной работе. Он сказал что мне надо было бы поступить в другую школу которая не на таком почётном месте в районе как наша. На перемене классная руководительница предупредила меня чтоб я не думал что физкультура - это второстепенный предмет. И сказала что вообще стоит только начать: сегодня «двойка» по физкультуре а завтра - по литературе или даже по математике (наша классная руководительница - математичка). А староста класса Князев просто сказал что я хлюпик.

(А. Алексин )

Вариант 3 . Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения. Обоснуйте постановку тире в предложениях.

Я зашёл в свой класс и стал искать парту за которой когда-то сидел. Погоди а где я сидел? В десятом классе моим соседом был Серёжа Воропаев - это точно. Мы сидели у окна впереди была свободная парта а дальше - учительский стол... Теперь вспомнил! Парты у нас были мощные монолитные. Крышки парт покрытые наскальными рисунками каждый год закрашивали толстым слоем зелёной краски. Но следы оставленные предыдущими поколениями всё равно проступали.

Переходя из класса в класс мы вырастали из своих нарт как из детской одежды - и это называлось взрослением. Приветствуя входящего учителя мы вставали и хлопали откидными крышками - и в этом была какая-то особенная торжественность.

(По Ю. Полякову )

Вариант 4 . Из упражнения 7 выпишите второй текст (автор Т. Толстая), заменяя причастные обороты придаточными определительными. Причастные обороты подчеркните как члены предложения. Укажите слово, определяемое причастным оборотом, знаком х.

Вариант 5 .

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя выделенные придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, а прямую речь - косвенной.

2. Рассмотрите какое-либо явление природы, жизни, определяя возможные цели этого явления с разныхточек зрения. Напишите сочинение, стараясь использовать те же синтаксические конструкции, что и втексте данного упражнения. Чужую речь передавайте в виде косвенной речи.

Пчела которая сидела на цветке ужалила ребёнка. И ребёнок боится пчёл и говорит Цель пчелы состоитв том чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой которая впилась в чашечку цветка и говорит Цельпчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод который заметил что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей говорит Цель пчелы состоит в собирании мёда. Другой когда наблюдает переселение растений видит что пчела содействует этому переселению. И этот новый наблюдатель может сказать В этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни той ни другой ни третьей целью которые в состоянииоткрыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум в открытии этих целей тем очевиднее для негонедоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над соответствием жизни пчелыдругим явлениям жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

(По Л. Толстому )

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Списки тем по классам, онлайн библиотека с книгами и учебниками, руский язык в школе, скачать материалы по русскому языку 9 класс, готовые домашние задания вопросы и ответы, школьный план

Содержание урока

Придаточное предложение - синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время , очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов.

Например: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех).

В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.

Например: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом).

Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.

Например: Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) придаточное предложение относится к слову-обращению страна).

Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом.

Например: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Классификация видов придаточных предложений

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

В комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской придаточные делятся на три группы: определительные , изъяснительные и обстоятельственные ; последние подразделяются на подгруппы.

В комплексе В.В. Бабайцевой придаточные делятся на подлежащные , сказуемные , определительные , дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской, обратимся именно к ней.

Представим информацию о видах придаточных предложений в виде сводной таблицы.

Виды придаточных предложений

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др.
Родные места, где я вырос , навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает , ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали .
2. Изъяснительные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Скоро я понял, что заблудился ; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью .
3. Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше .
времени
Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится , придется сидеть дома.
места Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.
цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться , мы вышли на тропинку.
причины Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо , в комнате было почти темно.
условия Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. Если в течение суток погода не улучшится , поход придется перенести.
уступки
Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни . Несмотря на то что было уже далеко за полноч ь, гости не расходились; Как ни гни дерево , оно все вверх растет.
сравнения
Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.
Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки .
следствия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим .

Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли , употребленной в значении союза.

Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.

ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

Союзы и союзные слова могут вносить в сложноподчинённое предложение дополнительные оттенки значения.

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным , имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными .

Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.

Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.

Например: Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же , его честили так и сяк. (А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами. (А. Пушкин)
К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

б) от сказуемого в главной части;

в) от существительного или местоимения в главной части;

г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»