Упражнения с геометрическими фигурами для дошкольников. Дидактические игры и упражнения для закрепления представлений о геометрических фигурах. Игры и упражнения с цветными счетными палочками

Подписаться
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:

Татьяна Губанихина
Конспект занятия. Тема: «Геометрические фигуры»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

д/с № 33 «Дельфин»

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в средней группе.

Тема : Геометрические фигуры .

Тип занятия : Закрепление ранее приобретённых знаний и умений.

Работу выполнила воспитатель :

Губанихина Татьяна Игоревна.

р. п. Гремячево

Занятие по ФЭМП в средней группе.

Тема : Геометрические фигуры .

Цель : закрепить знание детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) .

Задачи :

- образовательные : упражнять детей в умении находить и правильно называть геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, счёт до 5.

Упражнять в умении составлять небольшой рассказ по сюжету сказки (3- 4 предложения) .

- развивающие : развивать внимание, умение мыслить, рассуждать, сравнивать, находить сходства и различия.

- воспитательные : Воспитывать интерес к математике , поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки.

Словарная работа : Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, геометрические фигуры .

Направление : познавательно-речевое.

Иоо : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Форма : Занятие : сюжетно-ролевая игра. .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Дидактическое обеспечение : куклы колобка, зайца, волка, медведя, лисы, дорожка, домик, ёлочки, иллюстрация торта со свечками, картинки с изображением бочки мёда, морковки, косточки.

Р/м : шаблоны варежек, шаблоны шуб с разными отверстиями (геометрические фигуры , счётные палочки.

Методы обучения : Наглядный – показ игрушек, игровые действия.

Словесный – художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя. хоровые и индивидуальные ответы детей.

Практический – игровые упражнения.

Предварительная работа :

1. Чтение р. н. с. «Колобок» .

2. Беседа по содержанию сказки.

3. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» .

4. Д/и по теме «Геометрические фигуры » : Чудесный «мешочек» , «Разложи фигуры » .

5. П/и «Найди свой домик» , «Найди свой гараж» ,»,«Не ошибись» (круг – прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник – приседают, прямоугольник – шагают на месте).

Хронометраж занятия

1. Вводная часть (организационный момент) 2 минуты

2. Основная часть – 15 минут

3. Заключительная часть- 3 минуты.

Особенности психических процессов :

У детей 4-5 лет развивается представление о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, выделяются особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно- двигательных анализаторов (наличие или отсутствие углов, характерные отличия) .В процессе работы с раздаточным материалом развивается мелкая моторика пальцев, ориентировка в пространстве. Возрастает объем памяти. Увеличивается устойчивость внимания. Они способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.

Ход занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей

1. Организационный момент.

В. Ребята, вы хотите пойти в сказку?

В какую сказку пойдём, попробуйте догадаться сами.

На сметане был мешён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабы с дедом,

А лисе он стал обедом.

2. Основная часть

Работа с Д/м

Дети рассказывают начало сказки : «Жили-были дед да баба. Испекла бабка колобок и положила его на окно студиться.

Колобок лежал лежал, да и укатился.

В. Катится колобок, а навстречу ему заяц.

Колобок, я тебя съем.

Не ешь меня заяц!

Хорошо не буду, если ты мне поможешь.

На улице холодно, а в нашей заячьей семье все варежки перепутались. Помоги мне, колобок.

В. Ребята, поможем найти варежки зайчику?

З. У меня варежки синие с белым квадратом. У зайчихи – красные с жёлтым треугольником. У зайчонка Тома – зелёные с синим кругом. У зайчика Тима – жёлтые с красным прямоугольником.

З. Спасибо вам, ребята, и тебе колобок, что вы помогли мне найти варежки. Воспитатель активизирует детей.

Воспитатель воспроизводит действия с колобком

Воспитатель подводит детей к выполнению первого задания.

Воспитатель с помощью куклы (заяц) проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей. Дети настраиваются на восприятие материала.

Работа с Р/м

Дети на своих столах отбирают пары варежек и объясняют свой выбор :две варежки синие с белым квадратом-зайцу, две варежки красные с желтым треугольником-зайчихе, две зеленых с синим кругом- Тому, две желтых с красным прямоугольником- Тиму.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Геометрические фигуры» Конспект НОД Образовательная область «Познание» Программа «От рождения до Школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Средняя.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней разновозрастной группе «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Тема: «Знакомство с прямоугольником». Цель: 1. Познакомить с прямоугольником и его свойствами. 2. Закреплять умение.

Конспект НОД для младшей группы с использованием интерактивной доски «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Цель: закреплять представление о геометрических фигурах. Учить детей классифицировать геометрические фигуры по трём.

Конспект НОД в группе детей 4–5 лет «Геометрические фигуры вокруг нас» Геометрические фигуры вокруг нас». Конспект НОД («Познание») для группы детей (4–5 лет) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. В обучении: -познакомить с геометрическими.

Конспект занятия «Геометрические фигуры» для средней группы Разработала и провела: Ветлугина А. Н. Цель: Учить сравнивать предметы по форме, находить предметы разных геометрических форм; Закрепить.

№ 6 Логоритмическое занятие в старшей группе на тему: Геометрические фигуры и формы. Времена года Цель: закреплять знания детей о геометрических.

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе.

В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

Развивающие задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы.

Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций.

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:

  • Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
  • Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.
  • Исходить из интересов ребенка.
  • Не злоупотреблять подсказками.
  • Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения.Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку.Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
  • Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал.
  • Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.
  • Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.
  • Исходить из постепенного усложнения заданий.
  • Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.
  • Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
  • Поощрять самостоятельность.


Занимайтесь с ребенком комплексно. Вместе в развитием математических способностей развивайте и навык чтения. Узнайте из нашей статьи.

Если ваш ребенок непоседа, разрешите ему побегать по ортопедическому коврику . О его пользе прочитайте в нашей .

Виды заданий по математике

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.

Математические игры

К математическим играм принадлежат задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Чтобы найти ответ, необходимо проанализировать условия задачи, ознакомиться с ее содержанием и понять, что требуется делать.

Поиски решения заключаются в применении мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Игра «Составь последовательность чисел» . Ребенку даются перемешанные карточки с цифрами от 1 до 5 или 10, а он должен разложить их в правильной последовательности.

Задание . Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры. Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

Задание . Надо на тельце насекомого нарисовать указанное количество точек.

Игры для старших дошкольников

Игра «Сравни число» . Взрослый предлагает ребенку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8. За каждый правильный ответ можно давать солнышко или флажок.

Задание . На специальном бланке слева расположены серии картинок, а справа - примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример.

Математические задачи на смекалку

Головоломки рекомендуют предлагать детям старшего дошкольного возраста. Самыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания - составление, трансформация различных фигур. Для выполнения задания надо подготовить счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур.

Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Задачи для дошкольников

Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры» . Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.

Игры для младших дошкольников

«Составь картинку». Ребенку дается стандартный набор фигур и простенькие картинки с изображением разных предметов. Ориентируясь на образец, ребенок должен сложить картинки.

Игры для старших дошкольников:

«Составь силуэт животного или насекомого» . Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются - они должны действовать по своему замыслу.

«Предметы из кубиков». Глядя на изображение предмета, дошкольник из кубиков строит такой же.

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.

Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику.

Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение. В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия.

Математические загадки - это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.

Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора. По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные. Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

Примеры шуточных задач

  • 2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль?
  • Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг. Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах?
  • Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты?

Занимательные вопросы

Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то.

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

Игры, математические развлечения

Игры и математические развлечения - отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.

Игры для младших дошкольников

«Закончи рисунок». Ребенку дается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Задача - нарисовать небольшой рисунок, в основе которого нужная геометрическая фигура. Например, из круга можно нарисовать снеговика или часы, из квадрата - телевизор, портфель.

Пример игры для старших дошкольников

«Домики». Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах. Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.

Универсальные игры

Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

Книги по математике для дошкольников

  1. А. Болошистая «Математика вокруг тебя». Рабочая тетрадь включает задания на формирование математического мышления. Предназначена детям 4-5 лет.
  2. К.В. Шевелев «Математика для дошкольников». Рабочая тетрадь состоит из развивающих заданий, адресованных детям 6-7 лет. Занятия рассчитаны на подготовку к школе.
  3. Л.Г. Петерсон «Раз — ступенька, два — ступенька». Серия пособий призвана формировать математический образ мышления, воображение, способность к анализу.
  4. М. Дружинина «Большая книга досуга». В книгу входят ребусы, загадки, головоломки. Задания призваны развивать аналитическое мышление, расширять кругозор, активизировать воображение.
  5. О. Жукова «Математика для дошкольников». В книжке-раскраске собраны игровые упражнения, которые научат ребенка счету до 10, помогут развить восприятие и логику.

Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра является не только формой организации деятельности, методом обучения и воспитания, но и средством коррекции.

Очень важна зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Зрительную гимнастику необходимо проводить несколько раз в течение дня от 3-хдо 5-ти минут, в виде игровых упражнений. Для привлечения внимания детей гимнастики проводятся в виде игровых упражнений, с использованием стихов, пособий. Можно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке.

Игровые упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения:

1. Игровое упражнение «Море волнуется раз!»

Перенося вес тела то на одну, то на другую ногу, плавно и ритмично раскачиваться из стороны в сторону. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

На месте фигура замри!

Игровое упражнение «Посмотри сквозь пальчики».

Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.

Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.

Если головой вертеть

И на палец не глядеть,

Палец быстро убегает

Почему – никто не знает.

Игровое упражнение «Световые ванны».

На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону.

Глазки солнцу покажи,

«Здравствуй!» - солнышку скажи.

Игровое упражнение «Моргание».

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.

5. Глазодвигательные тренинги .

Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.

6. Точечный массаж .

Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаз.

7. «Прищепочки».

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.

Метка на стекле».

Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.

Жмурки».

Закрыть крепко глаза на 1-2 минутки. Широко раскрыть глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

Общеукрепляющие упражнения для глаз.

Круговые движения головы».

Очень медленно производить круговые движения головы в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство.

2. «Горизонтали».

Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая голова).

3. «Вертикали».

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).

Косые глаза».

Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30 – 40 с).

Двоение в глазах».

Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица приближать палец, не сводя с него глаз, пока палец не начнет двоиться.

Игровое упражнение в стихотворной форме «Веселая неделька».

Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, входят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

| следующая лекция ==>
Основные научные результаты диссертации опубликованы в следующих работах автора. |

Текущая страница: 9 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Дети, которые допустили ошибки, рисуют свои модели на доске, находят допущенные ошибки в рисунках и исправляют их. Затем записывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на ее вопрос и обосновывают решение.

Воспитатель предлагает детям набрать 10 рублей монетами разного достоинства для покупки тетрадей, выслушивает предложенные варианты и обсуждает их.

III часть. Игровое упражнение «Весна пришла».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку с изображением ранней весны (снег с проталинами) и предлагает подумать, из какого материала можно сделать такую картину. (Пластилин, вата.)

Воспитатель показывает большой комок ваты и шарик из пластилина и спрашивает: «Что можно сказать о величине комка ваты по сравнению с шариком из пластилина? (Комок больше, чем шарик.) Что можно сказать об их весе? (Выслушивает предложения детей.) Как можно узнать их вес? (Нужно взвесить вату и пластилин.) С помощью чего можно взвесить эти материалы? (С помощью весов.) Как взвесить эти предметы на весах? (Ребенок с помощью воспитателя располагает предметы на чашах весов.) Что можно сказать о весе комка ваты и шарика из пластилина? (Комок ваты и шарик из пластилина одинаковые по весу.) Как вы это узнали? (Чаши весов находятся точно друг напротив друга.) Значит, предметы разные по величине, но одинаковые по весу».

Воспитатель вызывает нескольких детей, и они, оставляя «проталинки», прикрепляют кусочки ваты к дощечке, на которую нанесен слой пластилина. Из голубого пластилина они делают ручеек.

IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор».

У детей в тетрадях пунктиром дано начало узора (см. рис. 53).

Рис. 53


Воспитатель предлагает детям рассмотреть узор и нарисовать его сначала по пунктирным линиям, а затем продолжить самостоятельно до конца строчки.

По выполнении задания дети сверяют свои работы с образцом на доске и самостоятельно оценивают их, рисуя соответствующее солнышко.

Занятие 5

Программное содержание

Развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счета.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Демонстрационный материал . Карточки с цифрами и арифметическими знаками, мяч, карточки со схематичными изображениями человечков в различных позах, бубен, на доске в клетку образец узора (см. рис. 55).

Раздаточный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку, карандаши.


Методические указания

I часть. Дидактическая игра «Назови предметы такой же формы».

Воспитатель вспоминает с детьми названия знакомых геометрических фигур и предлагает поиграть. Дети встают в круг. Воспитатель называет геометрическую фигуру и передает мяч ребенку, который называет предмет такой же формы (квадрат – картина, шар – мяч и т. д.), называет другую геометрическую фигуру и передает мяч следующему ребенку.

II часть.

На доске модель задачи (см. рис. 54).

Рис. 54


Воспитатель предлагает детям определить, на какое арифметическое действие будет задача, обосновать свое предположение, назвать числа, которые будут использоваться в задаче.

Дети составляют задачи. Воспитатель выслушивает детей и вместе с ними выбирает задачу для решения. Вызванный ребенок повторяет свою задачу.

Дети определяют структуру задачи, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись, отвечают на вопрос задачи и обосновывают свое решение.


Физкультминутка «Пляшущие человечки»

Воспитатель поочередно показывает детям карточки со схематичными изображениями человечков в различных позах и предлагает воспроизвести их. После выполнения каждого задания дети делают подскоки под бубен.

III часть. Игровое упражнение «Ставим кирпичики в ряд».

На доске образец узора (см. рис. 55).

Рис. 55


Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок и уточняет: «Что изображено на рисунке?(Прямоугольник.) Чему равна короткая (длинная) сторона прямоугольника? Где расположены короткие стороны? (Вверху и внизу.) Где расположены длинные стороны? (Справа и слева.) Сколько клеток пропущено между прямоугольниками?»

Воспитатель показывает последовательность выполнения рисунка, определяет с детьми в тетрадях точку отсчета.

Воспитатель предлагает под «кирпичиками» нарисовать узор из прямых и наклонных линий. Затем оценивает работы детей, а дети рисуют соответствующие солнышки.

IV часть. Дидактическая игра «Сколько вместе?».

На доске дана схема с изображением геометрических фигур (см. рис. 56).

Рис. 56


Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры нарисованы в кругах? Сколько кругов? Сколько треугольников? Сколько элементов в первом круге? Сколько элементов во втором круге? В первом круге группа фигур состоит из четырех элементов, во втором круге – из шести элементов. Что нам показывает большой круг? (Большой круг показывает, что две группы составляют одну целую большую группу.) Что надо сделать с двумя группами фигур? (Две группы надо объединить, соединить вместе.) Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы получить целое?» (Действие сложения.)

Дети ставят в пустые квадраты карточки с цифрами в соответствии с количеством элементов в группе и в двух группах вместе и знаки «+» и «=». Воспитатель поясняет действия детей.

Занятие 6

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Закреплять умение в последовательном назывании дней недели.

Развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане.

Развивать пространственное восприятие формы.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Мяч.

Раздаточный материал. Листы бумаги (1/2 листа, целый лист), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель по очереди задает детям вопросы и бросает мяч. Дети должны ответить на вопросы и вернуть мяч.

– Саша уехал к бабушке в пятницу, а вернулся через два дня на третий. В какой день недели вернулся Саша? (В понедельник.)

– Дети в детском саду начали готовиться к празднику «Встреча птиц» в понедельник, а через три дня на четвертый начался праздник. Когда начался праздник? (В пятницу.)

– В воскресенье Маша спросила у мамы, когда у нее будет день рождения. Мама сказала, что послезавтра. Когда у Маши будет день рождения? (Во вторник.) И так далее.

Затем дети называют дни недели по порядку, передавая мяч другу другу.

II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».

Воспитатель уточняет: «Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? С помощью каких арифметических действий можно решать задачи?»

Воспитатель предлагает детям составить задачу на тему «Встречаем птиц».

Выслушивает составленные задачи, вместе с детьми определяет, с помощью каких арифметических действий их можно решить, выбирает задачу для решения. Работа над задачей ведется в следующей последовательности:

– повторение задачи;

– определение структуры задачи;

– выбор арифметического действия с указанием числовых данных;

– выполнение арифметического действия;

– запись решения задачи с обозначением целого и его частей (на местах и на доске);

– запись решения задачи с помощью цифр и арифметических знаков;

– чтение записи решения задачи;

– ответ на вопрос задачи и его обоснование.

III часть. Игровое упражнение «Поможем птицам заселиться в домики». У детей листы бумаги. Воспитатель предлагает им расположить на участке домики для птиц, соблюдая следующие условия:

– посередине участка растет береза, нарисуйте ее, обозначив треугольником черного цвета;

– на вершине березы нарисуйте скворечник, обозначив его квадратом коричневого цвета;

– справа от березы растет рябина, нарисуйте ее, обозначив треугольником красного цвета; – на рябине нарисуйте скворечник прямоугольной формы;

– слева от березы растет ель, нарисуйте ее, обозначив треугольником зеленого цвета;

– на ели нарисуйте гнездо круглой формы черного цвета;

– под березой – кустарник, обозначив его овалом зеленого цвета;

– на кустарнике – кормушку овальной формы черного цвета;

– за березой нарисуйте тополь, обозначив его треугольником желтого цвета;

– на тополе нарисуйте зеленую кормушку прямоугольной формы. Воспитатель предлагает детям рассказать по плану, где они развесили скворечники, гнездо и кормушки.

IV часть. Игровое упражнение «Формляндия» (рабочая тетрадь, с. 4, задание А).

Дети рассматривают рисунок и линиями соединяют плоские и объемные фигуры, похожие между собой. Затем объясняют свой выбор.

Занятие 7

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры.

Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Картинка «Улица нашего города», на которой изображено 4 грузовых и 6 легковых машин, мяч, таблица с изображением дорожных знаков (см. рис. 59).

Раздаточный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку с образцом задания (см. рис. 58), плакат с изображениями дорожных знаков (см. рис. 59), карандаши.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Считай дальше».

Дети образуют круг. Воспитатель предлагает им, передавая друг другу мяч, назвать сначала все числа от 1 до 20, а потом от 20 до 1.

Затем воспитатель по очереди передает детям мяч и просит их посчитать от 10 до 15 (от 1 до 5, от 13 до 10, от 8 до 12, от 20 до 15).

II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».

На доске картинка «Улица нашего города», на которой изображено 4 грузовых и 6 легковых машин. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку. Уточняет структуру задачи и предлагает составить задачу на сложение.

Выслушивает задачи детей и спрашивает: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Что известно из условия задачи? Что неизвестно в задаче? Как решить задачу, чтобы найти неизвестное?»

Ребенок на доске зарисовывает решение задачи, обозначая целое и его части, расставляет арифметические знаки между цифрами в клетках (см. рис. 57).

Рис. 57


Дети повторяют задачу целиком, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись, отвечают на вопрос задачи и обосновывают решение.

III часть.

Воспитатель спрашивает у детей: «Что такое „дорожные знаки“? Какие дорожные знаки помогают переходить дороги? (Переход, подземный переход.)

Воспитатель вывешивает знаки на доске: «Какие дорожные знаки помогают машинам правильно ездить по улицам?» (Проезд запрещен, стрелки, обозначающие направление движения, повороты.)

Воспитатель объясняет и показывает на доске, как нарисовать круг диаметром в 2 клетки (см. рис. 58).

Рис. 58


В тетрадях дети рисуют круги по точкам и самостоятельно заканчивают строчку. В кругах дети рисуют дорожные знаки.

Воспитатель предлагает детям в тетрадях нарисовать дорожные знаки: от первого круга слева вниз отсчитать вниз 2 клетки и нарисовать квадраты со стороной в 2 клетки и с расстоянием между квадратами в 2 клетки. В квадратах дети рисуют знаки дорожного движения.

Дети рассказывают о нарисованных дорожных знаках.

IV часть. Игровое упражнение «Нарисуй дорожный знак».

У детей плакаты с изображением дорожных знаков (см. рис. 59).

Рис. 59

Воспитатель спрашивает у детей: «Что изображено в квадратах (кругах, треугольниках)? (Дорожные знаки.) Какие дорожные знаки? Нарисуйте недостающий знак».

Дети по образцу проверяют задание (в середине таблицы знак «Проезд закрыт»).

Занятие 8

Программное содержание

Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. 4 карточки с отпечатками ладошек. Раздаточный материал. Цветные карандаши, тетради в клетку, карточки с цифрами и арифметическими знаками.


Методические указания

I часть. Математическая разминка. Воспитатель предлагает детям решить задачи и обосновать свои ответы:

– Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

– Если курица стоит на одной ноге и весит два килограмма, сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (Два килограмма, так как вес курицы не изменится.)

– Тройка лошадей пробежала пять километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По пять километров, так как лошади бежали одновременно.)

– На столе лежало четыре яблока. Одно яблоко разрезали на четыре части. Сколько яблок на столе? (Четыре яблока, так как четыре части составляют одно целое яблоко.)

II часть. Игровое упражнение «Зверюшкины загадки». Воспитатель предлагает детям решить задачи:

Ежиное сложение


Мама-ежиха
Нашла две свинушки,
Маленький ежик -
Четыре волнушки.
Сложили грибы возле дома ежи,
И ты их, пожалуйста, тоже сложи!

А.Усачев

Зайцы


Раз, два, три, четыре, пять…
Вышли зайцы погулять.
Двое зайцев потерялись,
Сколько до дому добрались?

А.Усачев

Воспитатель обсуждает решение каждой задачи.

III часть. Игровое упражнение «Пальчики-пятерки».

Воспитатель выставляет на доску 4 карточки с отпечатками ладошек и спрашивает у детей: «Сколько здесь ладошек? Сколько пальчиков на каждой ладошке? Посчитайте пальчики пятерками».

Воспитатель показывает нарисованные ладошки и вместе с детьми считает: «Пять, десять, пятнадцать, двадцать», обводя жестом каждое новое число ладошек.

IV часть. Игровое упражнение «Рисуем смешариков».

Воспитатель предлагает детям нарисовать смешариков и показывает на доске последовательность рисования круга.

В тетрадях дети рисуют круги по образцу (см. рис. 58). В кругах они рисуют смешариков.

Занятие 1

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Карточки с цифрами 8 и 10, 3 обруча, набор кругов, треугольников, квадратов разного размера (большие и маленькие) и цвета (красные, синие, желтые), 2 карточки с изображением моделей задач (см. рис. 61), песочные часы с интервалами в 1 и 3 минуты, фишки, 2 картинки с изображением матрешек, отличающихся друг от друга (см. рис. 60).

Раздаточный материал. Тетради в клетку, 2 набора карточек с цифрами и арифметическими знаками, карандаши.


Методические указания

Дети делятся на 2 команды.

I часть. Дидактическая игра «Найди различия». У каждой команды картинка с изображением матрешек (см. рис. 60).

Рис. 60


Воспитатель предлагает детям найти отличия между матрешками в течение 3 минут (ставит песочные часы).

По истечении времени команды поочередно называют различия. За каждое правильно найденное различие воспитатель дает команде фишку. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

II часть. Игровое упражнение «Составь задачу для друзей».

На столе воспитателя 2 карточки с изображением моделей к задачам на сложение и вычитание (см. рис. 61).

Рис. 61


Воспитатель предлагает каждой команде выбрать модель и составить по ней задачу для другой команды в течение 1 минуты (устанавливаются песочные часы).

Команды представляют свои задачи и обосновывают правильность их составления. Воспитатель оценивает результаты работы фишками.

Команды решают задачи, записывают их решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопросы задач и обсуждают правильность решения. За правильное решение задачи воспитатель дает команде фишку.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем и измеряем линии».

В тетради дети определяют точку начала выполнения нового задания, отсчитав от предыдущего задания 4 клетки вниз.

Воспитатель дает каждой команде карточку с цифрой, обозначающей количество клеток в отрезке (8 и 10), и предлагает нарисовать отрезок соответствующей длины.

Воспитатель уточняет: «Сколько клеток в вашем отрезке? Чему равна длина отрезка?» Дети выкладывают ответ на доске при помощи цифр 8 и 10. Затем дает задание: «Разделите отрезок на части, равные двум клеткам. Сколько пар клеток уложилось в длине отрезка?» (В отрезке восемь клеток – четыре пары, десять клеток – пять пар.)

Вызванные дети выкладывают на доске ответы с помощью карточек с цифрами.

Воспитатель спрашивает: «Почему получилось разное количество пар клеток?» (Длина отрезков разная.)

Правильность выполнения задания оценивается фишкой.

IV часть. Эстафета фигур (блоки Дьенеша).

Перед командами на полу лежат три обруча, пересеченные между собой.

В каждом обруче набор фигур: в первом обруче – желтые круги, треугольники и квадраты; во втором обруче – квадраты разного размера и цвета; в третьем обруче – большие квадраты и треугольники (красные, желтые, синие).

Воспитатель задает детям вопросы: «Какие фигуры лежат в обручах? Чем похожи фигуры в каждом обруче? Чем отличаются фигуры в каждом обруче?»

Далее проводится эстафета: какая команда быстрее заполнит «окошки». Первая команда кладет в «окошко» большие и маленькие квадраты желтого цвета, вторая – большие квадраты разного цвета. («Какие фигуры будут в пустых „окошках“?») Дети обосновывают свои действия.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками.

Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением числовой линейки (см. рис. 62), карточки с цифрами и арифметическими знаками, картинки «Зажги лампу» (см. рис. 64), цветные карандаши, 2–3 набора карточек с цифрами от 1 до 7.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Круглый год».

На столе картинки с изображением времен года.

Воспитатель говорит: «Назовите времена года. (Осень, зима, весна, лето.) Вспомните названия месяцев осени (зимы, весны, лета)».

Дети делятся на 4 команды.

Воспитатель дает задание каждой команде: собрать картинки с определенным временем года, определить, какие месяцы на них изображены, и построить их по порядку. После выполнения задания дети называют времена года и их месяцы.

II часть. Игровое упражнение «Числовая линейка».

У детей в тетрадях дано изображение числовой линейки (см. рис. 62).

Рис. 62


Воспитатель говорит: «Все числа живут на числовой прямой. У каждого числа свое место. Рассмотрите линейку и назовите числа на ней. Какое число идет после числа три? Какое число стоит перед числом пять? Какое число стоит между числами семь и девять?

Воспитатель обращает внимание детей на картинку на доске (см. рис. 63) и поясняет: «Мальчик шел к своему другу и считал шаги. Каждая клетка на числовой линейке обозначает один шаг. Сначала он сделал три шага, а потом еще два шага. (Обводит двумя дугами сверху соответствующее количество клеток.) Составьте задачу про мальчика».

Рис. 63


Воспитатель выслушивает варианты задач, вместе с детьми выбирает правильно составленную задачу и определяет ее структуру (условие, вопрос). Обводит снизу общее количество клеток (3). Дети повторяют задачу целиком и решают ее с помощью числовой линейки в тетради:

Красным карандашом отмечают количество «шагов», которое мальчик сделал сначала (3 клетки), и ставят вертикальную черту;

Красным карандашом отмечают количество шагов, которое мальчик сделал потом (2 клетки), и ставят еще одну вертикальную черту.

Ребенок на доске, а остальные дети на столе выкладывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков и читают запись. Дети отвечают на вопрос задачи и обосновывают решение.

III часть. Игровое упражнение «Зажги лампу».

У детей картинки «Зажги лампу» (см. рис. 64). Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и уточняет: «Какие светильники надо включить? (Люстру, торшер, настольную лампу.) От каждого выключателя цветным карандашом проведите шнур к соответствующей лампе».

Рис. 64


Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

IV часть. Игровое упражнение «Живая неделя».

Дети делятся на команды по 7 человек, каждая из них берет карточки с цифрами от 1 до 7 и определяет свой день недели.

Воспитатель читает стихотворение. По мере называния дней недели дети выстраиваются в шеренгу, образуя неделю.


Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом y Емели:
В понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скyчает и во вторник -
Он плетет слонy намордник.
Языком молотит в среду
И баклyши бьет соседy.
После дождичка в четверг
Он пyскает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не сyббота:
У него на мyх охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапкy набекрень.
Потому что воскресенье -
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

А.Усачев

Каждая команда называет дни недели. Дети начинают двигаться под музыку по кругу. С окончанием музыки они образуют новую неделю от заданного воспитателем дня и называют ее дни. Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек внутри команды.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Цветные карандаши, образец лабиринта (см. рис. 66), числовая линейка, 2 сюжетные картинки с 8–10 отличиями.

Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением двух числовых линеек, состоящих из 10 клеток (см. рис. 62), карандаши, картинки с изображением лабиринтов (см. рис. 66).


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Сделай картинки похожими».

На доске 2 картинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их, найти отличия между ними и дорисовать предмет так, чтобы они стали похожи.

II часть. Игровое задание «Рисуем задачу».

У детей тетради в клетку с изображением двух числовых линеек. Воспитатель спрашивает: «Сколько клеток на числовой линейке?» (Десять клеток.)

Дети дугой отмечают на числовой линейке сначала 4 клетки, а затем еще 5 клеток (правильность выполнения задания они сверяют с образцом на доске). На основании рисунка делают запись для будущей задачи с помощью цифр и арифметических знаков.

Дети читают запись, вызванный ребенок выкладывает ее на доске. По записи дети составляют задачу. Воспитатель выслушивает варианты задач. Дети вместе с воспитателем обосновывают правильность их составления, решают и отвечают на вопросы задачи, объясняют ее решение.

На второй числовой линейке дети дугами обозначают 9 клеток (сверху) и 5 клеток (снизу слева). Затем аналогично составляют и решают задачу на вычитание.


Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.


Покажите пальцем зайца, (Правую руку сжать в кулак и выпрямить средний и указательный пальцы.)
Книжку, (Положить рядом две раскрытые ладони. )
Орех. (Сжать кулак.)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех. (Вытянуть вверх указательный палец, согнуть и разогнуть его. )

Упражнение повторяется 2–3 раза со сменой рук.

III часть. Игровое упражнение «Спрячь фигуры».

От предыдущего задания в тетрадях дети отсчитывают вниз 4 клетки. Воспитатель дает им новое задание: «Нарисуйте квадрат со стороной, равной двум клеткам. Отступите три клетки и нарисуйте еще один такой же квадрат. Продолжите рисовать квадраты до конца строки».

После выполнения задания уточняет у детей: «Какую фигуру мы уже прятали в квадрат?»(Круг.)

Ребенок на доске с помощью воспитателя показывает, как вписать круг в квадрат. Дети выполняют задание в тетрадях.

Воспитатель предлагает детям подумать, какую еще фигуру можно спрятать в квадрат. (Треугольник.) Показывает, как вписать треугольник в квадрат: верхнюю сторону квадрата надо разделить пополам и поставить точку, а затем прямыми линиями соединить ее с левым нижним и с правым нижним углами квадрата (см. рис. 65).

Рис. 65


Воспитатель выясняет у детей, где спряталась третья сторона треугольника. (В стороне квадрата.)

Дети отсчитывают от предыдущего задания вниз две клетки и рисуют квадраты в строчку на расстоянии две клетки друг от друга и вписывают в них треугольники.

Воспитатель оценивает работу, и дети рисуют соответствующие солнышки.

IV часть. Игровое упражнение «Ищем дорожку к домику».

У детей картинки с изображениями лабиринтов (см. рис. 66). Воспитатель предлагает рассмотреть схему пути на графическом рисунке и прочертить дорогу к домику в соответствии со схемой. Вызванный ребенок выполняет задание на образце и комментирует свои действия.

Рис. 66

Занятие 4

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Числовая лента, на которой написаны числа от 1 до 20 (некоторые из них пропущены), карточки с цифрами и арифметическими знаками, две числовые линейки на доске.

Раздаточный материал. Тетради с изображениями двух числовых линеек (без дуг) и геометрических фигур (см. рис. 67–69), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, наборы геометрических фигур и счетных палочек, листы бумаги.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Найди пропущенные числа».

Дети рассматривают числовую ленту, определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и в обратном порядке.

II часть. Игровое упражнение «Петя в царстве Математики».

Воспитатель говорит детям: «Петя может вернуться из царства Математики, когда составит задачу. Он составил такую задачу: „Я съел пирожное „Наполеон“ и эклеры. Сколько пирожных я съел?“ Уточняет: Можно ли решить Петину задачу? Почему ее нельзя решить?» (В задаче нет чисел.)

Дети помогают Пете составить задачу правильно: «Я съел одно пирожное „Наполеон“ и восемь эклеров. Сколько всего пирожных я съел?»

Дети определяют структуру задачи и решают ее с помощью числовой линейки в тетради: сначала обозначают дугой сверху первое число и кладут карточку с соответствующей цифрой, потом обозначают дугой сверху второе число и кладут карточку с цифрой (см. рис. 67).

Вызванный ребенок работает на доске.

Рис. 67


Дети отвечают на вопрос задачи, записывают и читают ее решение.

Пете предлагают составить другую задачу на вычитание. Он составляет: «Я заказал девять пирожных и съел восемь из них». (В задаче нет вопроса.)

Проводится аналогичная работа (см. рис. 68).

Рис. 68


Физкультминутка «Шалтай-Болтай»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:


Шалтай-Болтай висел на стене (Дети поднимают руки вверх.)
Шалтай-Болтай свалился во сне. (Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками.)
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.

Упражнение повторяется 2–3 раза. III часть. Игровое упражнение «Поможем Пете нарисовать фигуры». У детей в тетрадях изображены геометрические фигуры (см. рис. 69).

Рис. 69


Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры надо нарисовать? Сколько клеток пропущено между фигурами?»

Дети дорисовывают фигуры до конца строчек. Вызванные дети по очереди рисуют по одной фигуре на доске.

IV часть. Дидактическая игра «Составь картинку».

Дети парами на листах бумаги выкладывают придуманные картинки с помощью геометрических фигур и счетных палочек. По окончании выполнения задания рассказывают о своих работах.

Занятие 5

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, ключ, конверт, образец ключа на доске в клетку (см. рис. 71).

Раздаточный материал . Тетради в клетку с образцом рисунка (см. рис. 70), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отгадай число».

Дети стоят полукругом. Воспитатель по очереди бросает им мяч и дает задания: «Назовите число, которое составляют следующие числа: пять и два, два и четыре, пять и три, четыре и шесть . Назовите числа, которые составят число три. (Один и два, два и один.) Назовите числа, которые составят число пять (семь, девять)».

II часть. Игровое упражнение «Составь задачу».

Дети в тетради определяют точку начала выполнения задания: от нарисованного задания отсчитывают вниз три клетки.

Воспитатель предлагает: «Начертите отрезок длиной десять клеток. На нем отсчитайте шесть клеток и соедините их дугой сверху. Отсчитайте еще три клетки и тоже отметьте их дугой сверху. Снизу отметьте дугой общее количество клеток. На какое арифметическое действие можно составить задачу?» (На сложение.)

Дети составляют задачи. Воспитатель выслушивает варианты задач и вместе с детьми выбирает одну из них. Дети обсуждают ее решение, записывают с помощью цифр и знаков, читают запись и отвечают на вопрос задачи.

Воспитатель дает детям следующее задание: «Отступите от числовой линейки вниз четыре клетки и нарисуйте отрезок длиной в десять клеток. Отсчитайте девять клеток и соедините их дугой сверху. От последней клетки дуги отсчитайте влево четыре клетки и соедините их дугой снизу».

Игры и упражнения для детей 4-5 лет

(Для каждой возрастной группы указаны игры, апробированные в работе с детьми. Игры, рекомендованные для одной возрастной группы, могут быть использованы в работе с детьми других возрастов, в иных вариантах )

1. Пример

Игры на составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.

К ним относятся игры "Составь картинку", магнитные фигурки, геометрические мозаики и др. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр.

Назначение. Развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по образцу, указанию педагога, по собственному замыслу.

Руководство состоит в направлении практических действий на воссоздание фигуры или силуэта, реализацию замысла (составить задуманную фигуру, картинку), освоение детьми практических способов размещения фигур в пространстве, сочетания одних с другими, развития замысла. Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре, организованной по типу дидактической, составить картинку по расчлененному, контурному образцу, без образца, по замыслу (рис. 73).

2. Пример

Игровые упражнения "Дорисуй", "Дострой"

На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, девочку, куклу, зайца, часы и более сложные формы. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, флажок, корабль и др.

Назначение. Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Развитие игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу.

Руководство. Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно, не повторять работ товарищей. Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.

3. Пример

Игры и упражнения с цветными счетными палочками

Из них дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов. Возможно составление геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек, элементарное преобразование составленных фигур. Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Игровые упражнения организуются по инициативе детей, небольшими подгруппами, каждый из них активно действует при этом практически.

Назначение. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Руководство. Воспитатель ведет работу так, чтобы способствовать проявлению детьми самостоятельности, оригинальности в процессе создания изображений, наводящими вопросами активизировать детскую мысль, обеспечивать реализацию замысла.

4. Пример

Логические задачи

"Найди ошибку", "Какая фигура следующая", "Какая фигура здесь лишняя и почему", "Найди, чем отличается" (рис. 74.) эти задачи изображаются графически на таблицах, группируются по видам, предоставляются детям в свободное пользование. Возможна организация игр-занятий с подгруппой детей. Руководящую роль берет на себя воспитатель.

Назначение. Развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать.

Руководство. Постепенно усложнять логические задачи: от нахождения ошибки, закономерности в 3-4 чередующихся фигурах к увеличению их количества и характера. Использовать систему вопросов для анализа задач: "Рассмотри и назови изображение на таблице. Чем отличаются предметы, что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему? Обведи фигуры пальчиком, а потом скажи, какая лишняя".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «l-gallery.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «l-gallery.ru»